Гаджеты открывают море возможностей для досуга: десятки приложений, видеоблоги, чаты, музыка, соцсети — и, разумеется, игры. Ограждать детей от компьютера сложно, да и бессмысленно, но родителям приходится следить, чтобы увлечение игрой не перерастало в пагубную страсть. Ночные бдения за ноутбуком, агрессия в ответ на просьбу выйти из интернета, бесцельное зависание в телефоне — все это тревожные звоночки. Объясняем, как распознать зависимость и на что можно переключить внимание ребенка.
Включай воображение
Наши дети, как и наши гаджеты, становятся мультизадачными. Для них совершенно комфортно учить уроки в наушниках, при этом общаясь в чате с друзьями. Компьютерные игры ребенок тоже воспринимает как дополнительный канал коммуникации со сверстниками. Но в силу азартной «подложки» этот канал способен затянуть глубоко и надолго. По оценке экспертов, 15% школьников проводят в Сети более 7,5 часа в день, но время не главное свидетельство компьютерной зависимости. Если ребенок при этом вполне адекватен, гуляет с приятелями во дворе, приносит хорошие оценки из школы и имеет какое-то хобби офлайн, то не следует ему ставить диагнозов. Разве что сводить к офтальмологу. А вот если компьютер — это единственный центр притяжения, то следует насторожиться.
С 2022 года видео- и цифровая игромания включена в Международную классификацию болезней (МКБ). Всемирная организация здравоохранения понимает под игровым расстройством «модель поведения при игре в цифровые или видеоигры, отличающуюся нарушением контроля за игрой». Человек отдает приоритет игре, в то время как другие интересы и повседневные занятия отходят на второй план. Это и есть зависимость, иначе говоря аддикция, от латинского addictus — «слепо преданный», «полностью пристрастившийся», «обреченный», «порабощенный», «целиком подчинившийся кому-либо». По разным оценкам, такой диагноз сегодня можно поставить 10% населения земного шара, и Россия не исключение.
При этом дети впадают в зависимость от компьютера намного быстрее, чем взрослые. Дело в том, что для ребенка в процессе взросления важно пройти этап ролевой игры: научиться ставить себя на место разных героев, создавать сюжетные линии по типу «дочки-матери». Если гаджет появился раньше, чем сформировался этот навык, ребенку становится трудно фантазировать. А в компьютерной игре этого и не требуется: яркие и динамичные сюжеты уже готовы, образ персонажа — на блюдечке.
Руководитель направления дошкольного и начального образования школы «Фоксфорд» Анастасия Кузнецова провела исследование взаимосвязи творческого потенциала ребенка с зависимостью от гаджетов. Выяснилось, что если в тесте на креативность ребенок получал высокие баллы, то у него не было высоких баллов в тесте на игровую аддикцию. Ребенок пользовался гаджетами, но они не выдергивали его из реального мира.
Электронное болото
Игры создают профессионалы в области эмоциональной зависимости. Их цель — сделать так, чтобы человек играл в игру как можно дольше, поэтому применяются специальные алгоритмы удержания внимания.
«С одной стороны, игра обещает приключение, с другой — не дает полноценной радости, — поясняет практикующий психолог, магистр когнитивной психологии, преподаватель Российского нового университета (РосНОУ) Дмитрий Фадеев. — Чтобы быть удовлетворенным игрой, ее нужно завершить, пройти полностью. Разработчики игр понимают этот психологический эффект и делают так, чтобы игра как можно дольше оставалась "незавершенной". Прошел один уровень — надо пройти другой, затем — следующий. Игра удерживает игрока в состоянии неудовлетворенности, и, чтобы не чувствовать себя неудовлетворенным, он "подсаживается" на крючок радости от игры. Но чтобы получать эту радость, нужно оставаться в игре».
Получается замкнутый круг, в случае с подростками — особенно прочный за счет гормонального фона. Когда человек соревнуется с противником, он испытывает гамму сиюминутных эмоций: гордость, зависть, тревогу, ярость, безнадежность, разочарование, удовлетворение. Это провоцирует резкий скачок гормонов. При возбуждении вегетативной нервной системы выделяется адреналин, который стимулирует мобилизацию внутренних ресурсов. Эндорфин отвечает за удовольствие и эйфорию, а дофамин как нейромедиатор повышает энтузиазм и стимулирует функционирование познавательной сферы. Плюс еще кортизол — гормон стресса.
«Чувство азарта — это совокупность гормонов, именно поэтому так трудно остановиться: игромания напоминает химическую зависимость», — подтверждает семейный психолог Татьяна Журавлева. «Эмоциональные качели» заставляют вновь и вновь возвращаться в игру за «добавкой», особенно если в реальности ничего интересного не происходит.
Иллюзия контроля
Если в семье или в школе напряжена обстановка, то игра становится отдушиной, в которой игрок берет контроль за ситуацией в свои руки. Подростку свойственна неуверенность в себе, подчас — низкая самооценка, а в виртуальном мире он может быть тем, кем пожелает, поступать, как захочется, устанавливать свои правила. Возникает ощущение самореализации, собственной значимости.
«Игра более управляема, в отличие от жизни, и помогает убежать от реальности, — отмечает Дмитрий Фадеев. — Можно проходить один и тот же уровень несколько раз, добиваясь совершенства. Реальная жизнь не дает такой возможности, вчерашний день не прожить дважды. Жизнь бывает непредсказуема, в ней случаются проблемы. Подростки пытаются спрятаться от проблем, если не могут их решить, не чувствуя поддержки родителей, братьев и сестер, друзей».
Компьютерная зависимость не возникает внезапно, но родители не всегда могут вовремя распознать, что ребенок «порабощен» компьютером. Между тем существует целый ряд признаков. Это поглощенность общением с друзьями по сети и нежелание заводить знакомства вне интернета. Сверхценное отношение к игре, упорный отказ прекратить ее, тем более если время игры было оговорено заранее. При вынужденном отвлечении от экрана — ступор, уныние, бешенство.
Классика жанра — отказ от ужина и поздний отход ко сну ради того, чтобы подольше поиграть. Как следствие — пренебрежение домашними заданиями, долгое пробуждение по утрам, опоздание на уроки, снижение успеваемости и нежелание все это обсуждать.
Стоит насторожиться и в ситуации, когда пиковая активность ребенка приходится только на игру, а к прочим занятиям он становится все более апатичен. Попытки поговорить о своих виртуальных победах со всеми окружающими, даже если им это не интересно, тоже знак. Равно как и требование денег на «прокачку» профилей или покупку дополнительных привилегий, попытка добыть их любым путем.
Чем раньше удастся обнаружить признаки возникающей зависимости, тем проще будет ее предотвратить.
Будьте как дети
К жестким мерам типа «отнять и спрятать гаджет, вырубить интернет» эксперты прибегать не советуют, реакция ребенка будет предсказуемо негативной. Равно как не надо без нужды пугать детей психиатрами, «из-под палки» приобщать к помощи по дому или загонять в спортивную секцию. Анастасия Кузнецова рекомендует родителям набраться силы воли, отложить в сторону собственный ноутбук и на личном примере показать юному игроману, чем хороши альтернативные варианты отдыха и развлечений.
Втяните ребенка в состязание — по любому поводу, хоть по сбору макулатуры. Задайте планку и правила, объявите приз, который имеет реальную ценность для него, а не для вас, придумайте «пасхалки» — секретные подсказки, как достичь цели; двигайтесь к ней поэтапно, каждый раз отмечайте успех — в общем, смело берите на вооружение психологические приемы, которыми пользуются… разработчики игр.
Кроме того, понаблюдайте, как ребенок общается со своими приятелями по сети. В большинстве случаев они не только играют командой, но и болтают на самые обычные подростковые темы, делятся событиями, которые случились за день, и за счет взаимных эмоций подпитывают друг друга, как батарейки. Просто для поколения зумеров стало привычным общение через гаджеты. Один из вариантов — устроить «очную ставку»: например, если вы живете в Москве, а сетевой друг — в Санкт-Петербурге, можно съездить туда во время каникул. Ребенок наберется новых впечатлений не только от города, но и от встречи в реальной жизни с тем, которого он до сих пор воспринимал как «голос из динамика».
Еще вариант — отдать «бойца клавиш и мышки» в киберспорт. Россия первой в мире признала его в качестве официальной спортивной дисциплины еще в 2001 году. Как любой вид спорта, он развивает целеустремленность, волю к победе, внимательность и усидчивость, умение работать в команде и быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах. Киберспорт часто становится первым шагом к изучению программирования, веб-дизайна или 3D-моделирования. У ребенка расширится круг интересов, появятся опытные наставники, а время, проведенное за компьютером, будет строго дозировано часами занятий.
И не стоит сбрасывать со счетов настольные ролевые игры. Их сюжет выстраивает команда, и каждый игрок своим ходом задает последующий поворот событий с неожиданным для всех финалом. Даже если человек «не доиграл» в детстве, он вполне может сделать это в любом возрасте. Яркий пример уже полвека известная всему миру Dungeons & Dragons, чистое фэнтези. В каждом городе непременно отыщется команда игроков, к которой можно присоединиться. По крайней мере, можно сходить туда всей семьей «на разведку» и потом обсудить впечатления.
«Сетевые игры притягивают, создают ощущение дружбы, социальных связей, но эти связи нужно выстраивать в реальной жизни, находить единомышленников, друзей, — убежден Дмитрий Фадеев. — Игра всегда клуб по интересам. Его, настоящий, и надо найти!»