Представьте ситуацию: вы не ожидаете ни зачисления зарплаты, ни других переводов, как вдруг на телефон приходит уведомление, что ваш счет пополнен. Не спешите радоваться внезапному обогащению — эти деньги потребуется вернуть. К счастью, от вас для этого почти ничего не потребуется. Объясняем, как правильно действовать в подобной ситуации.
Что делать и не делать, если пришел странный перевод
Ошибочный перевод может прийти по трем основным причинам:
отправитель случайно перепутал реквизиты;
в банке или микрофинансовой организации случился технический сбой (так редко, но бывает);
вы столкнулись с мошенниками.
Скажем сразу: о чем бы ни шла речь в вашей ситуации, пока вы разбираетесь, что произошло, не снимайте деньги с карты и не тратьте их. Помните: хотя они оказались на вашем счете, они вам не принадлежат. Если вы потратите полученную ошибочно сумму, суд может это признать необоснованным присвоением чужих средств.
Лучшее и единственное, что вам нужно сделать, — подать заявление в свой банк о том, что средства были перечислены по ошибке, вы не претендуете на них и готовы вернуть отправителю. Для этого можно позвонить в банк по телефону (главное — используйте только номер с вашей карты или официального сайта), связаться со службой поддержки через онлайн-сервис или мобильное приложение, а также просто прийти в ближайшее отделение лично.
Если вам звонят или пишут некие лица с просьбой вернуть деньги, фиксируйте это. Записывайте разговоры, делайте скриншоты и затем передайте всю информацию и контакты человека в свой банк. Если окажется, что с вами общаются мошенники, это поможет службе безопасности обезвредить их. В любом случае перенаправляйте «отправителя» в банк, чтобы он оформлял возврат средств официально. Больше от вас ничего не требуется.
Отметим, что переписку и переговоры с банком тоже лучше сохранять. Например, стоит попросить выдать вам заверенную копию заявления об ошибочном переводе. Это пригодится, если вопрос возврата средств будет решаться через суд. Так можно будет доказать, что вы не были одним из организаторов мошеннической схемы.
Свободно распоряжаться полученными по ошибке деньгами можно только в том случае, если за три года никто не обратился к вам с просьбой вернуть их. Именно такой срок исковой давности в суде. И даже тогда он в некоторых случаях может быть продлен. Например, уважительной причиной для отсрочки считается длительное лечение заявителя.
Почему не нужно возвращать деньги самостоятельно
Есть несколько мошеннических схем, связанных с «ошибочными» переводами. Во-первых, преступники могут обратиться к вам с просьбой вернуть деньги, но при этом указать другие реквизиты. Например, в мобильном банке вы видите, что сумму перечислил некий Дмитрий В., а вам предлагается отправить их по номеру телефона Веронике К. Такое несовпадение — тревожный сигнал, что вас пытаются втянуть в схему по отмыванию денег. Например, мошенники могли взломать чужой мобильный банк, перевести средства вам и пытаться через вас вывести их на собственные счета. Вдвойне подозрительно, если в такой ситуации человек торопит вас, оказывает моральное давление или даже угрожает, что в дальнейшем потребует проценты за «использование его денег».
Второй сценарий используют, когда по какой-то причине случается утечка данных вашей карты. Мошенники могут указать ее в подставном интернет-магазине в качестве счета для перечисления оплаты. В такой ситуации сначала вас попросят «вернуть» деньги преступники, а затем — их разъяренные обманутые клиенты, которые не получили свой заказ. Нередко мошенники при этом предлагают своей жертве оставить себе часть полученной суммы в качестве «компенсации за беспокойство». И это худший возможный вариант, ведь тогда человек окончательно оказывается втянут в преступную схему как соучастник.
Помимо этого бывает, что ошибочный перевод на самом деле даже не осуществлен фактически. Мошенники лишь имитируют банковское СМС о том, что на счет якобы зачислена та или иная сумма. При этом его присылают с обычного мобильного номера. В этом случае, если вы вернете деньги, то просто расстанетесь со своими собственными сбережениями. Такие поддельные сообщения опасны еще и тем, что в них иногда встраивают ссылки на скачивание вредоносных программ, которые позволяют преступникам украсть персональные данные. Обычно ссылку маскируют словами вроде «подробнее», «далее» или «детали».
Чтобы не попасться на удочку, всегда проверяйте, с какого номера пришло СМС и был ли вообще перевод, о котором идет речь. Кроме того, помните, что банк никогда не будет сообщать ваши данные третьим лицам. Если вам кто-то звонит или пишет, значит, номер он получил из какого-то иного источника.
Если деньги зачислил сам банк
Если банк из-за технического сбоя или другой ошибки перечислил средства на ваш счет, через некоторое время он сам же их и снимет. Для возврата вам не нужно ничего оформлять или подтверждать какие-либо операции. Можете просто сделать вид, что этих денег нет на вашей карте, и довольно скоро они действительно исчезнут.
Если вы переведете эту сумму на другой счет, а остатка будет недостаточно для возврата, возможны два сценария. Иногда договор банковского обслуживания предусматривает овердрафт, то есть баланс на карте может уходить в минус. Тогда у вас просто образуется задолженность, на которую могут также дополнительно начислять проценты.
Если овердрафт не предусмотрен, то банк сначала уведомит вас о необходимости вернуть деньги. В случае отказа требуемую сумму будут взыскивать через суд. Скорее всего, иск будет удовлетворен. При этом помимо задолженности на вас лягут еще и судебные издержки. Кроме того, возможно, придется компенсировать банку убыток. А еще может быть запущен уголовный процесс и вас обвинят в мошенничестве или краже, а это грозит уже не только крупным штрафом, но и реальным лишением свободы.
Что делать, если это вы перевели деньги не тому адресату
Когда вы ошиблись в реквизитах и отправили средства не туда, первым делом узнайте, успел ли банк доставить их получателю. Если нет, операцию легко отклонить. Например, возможно, что вы случайно указали несуществующего человека или организацию. Тогда ваши деньги либо вообще не будут списаны, либо на некоторое время «зависнут», а затем вернутся к вам.
Если средства уже у получателя, все сложнее:
1. Оформите в своем банке квитанцию, подтверждающую факт перевода. Это можно сделать в отделении, по электронной почте или через чат в мобильном приложении.
2. Посмотрите на первые шесть цифр карты получателя. Они будут указаны в справке. Это банковский идентификационный номер. Если вы делали перевод по номеру телефона, то в истории операций будет и сохранен этот номер, и указан банк, куда отправляли деньги.
3. Напишите заявление на возврат денежных средств в банк получателя.
4. Ожидайте, когда банк свяжется с получателем и с его согласия вернет вам деньги.
Если получатель отказывается возвращать деньги, подавайте в суд. Напомним, это можно сделать в течение трех лет с момента перевода. Если речь идет о сумме до 50 тыс. рублей, обратитесь к мировому судье, если о более крупном переводе — в городской суд. В качестве ответчика можете указать данные банка-получателя — тот самостоятельно предоставит информацию о соответствующем клиенте. После этого можете подать ходатайство, чтобы ответчиком стал этот человек. Чтобы провести все процедуры правильно, лучше заручиться поддержкой юриста. Кстати, помимо собственных средств можно будет взыскать неустойку и компенсации.
Есть также вариант самостоятельно выяснить данные владельца карты через полицию. Возбудить дело по факту присвоения чужого имущества (или даже мошенничества) можно в отношении неустановленного лица. Обратиться в полицию имеет смысл до иска в суд. При проведении проверки человеку придется дать письменное объяснение правоохранителям. Возможно, после этого он все же согласится вернуть вам ваши деньги. Тогда судебное разбирательство уже не потребуется.
Если вы делали перевод в какую-то бюджетную организацию, например оплачивали пошлину в ГИБДД или налоги, и ошиблись в реквизитах, обратитесь в соответствующее ведомство. Предоставьте платежное поручение и напишите заявление на возврат или зачисление средств по корректным реквизитам. Если через пять рабочих дней платеж не вернулся, значит, нужно разыскивать его через банк-получатель. Воспользуйтесь для этого тем же алгоритмом, который мы описали выше.