
Каждый из ваc бывал в лесу. А вот ответить на многие, даже самые простые загадки леса смогут немногие. А загадок в лесу хоть отбавляй.
1. Вот, например, пришел ты в сосновый лес. Кругом прямые, розоватые стволы, на них ни одного сучка. Зеленая хвоя виднеется только на самых вершинах. Внизу - щетка молодых елочек. Вот тебе и первая загадка. Почему елки под соснами могут расти, а молодые сосенки под елками чахнут?
2. В другом леске растёт большая семья молодых рябинок, а старой рябины поблизости нет. Откуда же взялась молодежь, ведь ягоды у рябины тяжелые, ветер их принести сюда не мог?
3. Пришел ты на свежую вырубку. Судя по оставшимся пенькам, здесь был только хвойный лес - елки и сосны, ни одного осинового пня не
видно, а теперь вся вырубка покрылась молодым осинником. как это произошло?
4. Встретилась тебе молодая, красивая куртинка -- береза вперемежку с сибирской лиственницей. Ряд березы, а через полтора метра ряд лиственницы и потом снова ряд березы. Посадка тебе понравилась. А вот сможешь ли ты ответить, правильно ли ее сделали?
5. Подле лиственницы с березой растут лиnы и вязы. Между рядами деревьев кто-то несколько лет подряд сажал картофель. Те вязы и липы, которые росли среди картофельника, вдвое выше и развесистей тex, между которыми картофель не сажали, хотя все деревья одного возраста. Как это объяснить?
6. Забрел ты на моховое болото. Кругом растут небольшие сосенки толщиной, ну, так сантиметров по 10-12, не больше. А рядом на пригорке, там, где болото кончается, толстая высокая сосна. На первый взгляд маленьким сосенкам лет по 10-20, а большой все пятьсот можно дать. Ты, наверное, здорово бы удивился, если специалист сказал бы тебе, что маленьким соснам лет по сто будет, а большая моложе их. Почему же так получилось. что маленькие сосенки старше большой сосны?
7. Вышел ты на лесную поляну. Пригляделся, а она вся заросла крошечными березками, осинками, кое-где виднеются и сосенки. Молодые деревья вышли завоевывать поляну под лес. За это лесоводы и называют их пионерами. А молодые дубки или елочки могут быть пионерами? Нет. Почему?
8. А на опушке новая загадка. Стоят несколько одиночных елок. Должно быть, они так и росли особняком. Ветки у них начинаются от самой земли. Елки коренастые, приземистые. Неподалеку, среди вырубки, виднеется еще несколько елок, должно быть, лесорубы пропустили их. Только те елки по виду совсем другие: высокие, с голыми стволами, зеленые ветки сохранились только у вершин. Да и понятно, ведь они выросли в густом, сомкнутом лесу. Так почему же деревья одной и той же породы, а разные. Да и жить одни будут еще долго. а другие обречены на смерть. В чем тут дело?
9. А задумывался ли ты над тем, что такое лес?
Лес, это когда много деревьев, наверное, так многие из вас ответят.
Тогда и аллею из тополей тоже можно назвать лесом? Оказывается, нельзя. Так что же такое лес?
Ответы:
1. Почему елки под соснами могут расти, а молодые сосенки под елками чахнут?
Ель способна расти в тени, так как она теневынослива. Сосна же светолюбива и нуждается в большом количестве солнечного света. Под густой кроной ели светопроницаемость уменьшается, что приводит к угнетению молодых сосенок, которые не получают достаточно света для роста и развития.
2. Откуда взялась семья молодых рябинок без старой рябины поблизости?
Молодые рябинки могли появиться благодаря птицам, особенно рябчикам и дроздам, которые питаются рябиновыми ягодами. Они поедают ягоды, а затем с испражнениями разносят семена на большие расстояния. Так, даже если старая рябина далеко, ее семена могли быть перенесены птицами в новое место.
3. Почему на вырубке, где был хвойный лес, появился молодой осинник?
Осина обладает способностью к быстрому вегетативному размножению, особенно после нарушений почвенного покрова. После вырубки леса, благодаря обилию света и освобожденной почве, корневые отпрыски осины начинают активно расти, формируя молодой осинник.
4. Правильно ли была сделана посадка, где чередуются ряды березы и лиственницы?
Лиственница – светолюбивое дерево, как и береза. Посадка рядами на близком расстоянии может привести к тому, что деревья будут конкурировать за свет и пространство. В результате растения могут угнетать друг друга. Лучше было бы соблюдать большее расстояние между рядами, чтобы избежать конкуренции.
5. Почему вязы и липы, растущие среди картофельника, оказались выше и развесистей остальных?
При посадке картофеля почва рыхлится и удобряется, что могло способствовать лучшему росту корневой системы деревьев. Дополнительно, отсутствие конкуренции со стороны травянистых растений и кустарников могло дать деревьям больше ресурсов для роста.
6. Почему маленькие сосенки на болоте старше большой сосны на пригорке?\
На болоте условия для роста деревьев более суровые: высокая влажность, недостаток кислорода для корней. Это приводит к очень медленному росту сосен, которые, несмотря на свой небольшой размер, могут быть очень старыми. На пригорке условия более благоприятные, что позволяет соснам расти быстрее и достигать значительных размеров за короткое время.
7. Могут ли дубки или елочки быть пионерами на лесной поляне?
Пионеры в экологии — это виды растений, которые первыми заселяют открытые пространства, например, вырубки, поляны, обочины дорог и другие участки, где условия резко изменились. На открытых пространствах много света, и пионеры — это обычно светолюбивые растения, такие как береза, осина и сосна. Они быстро растут в условиях обилия света и могут выдерживать экстремальные погодные условия. Дуб и ель, наоборот, предпочитают расти в тени. Они требуют определенной защиты от прямого солнечного света, особенно на ранних стадиях развития. Молодые дубки и елочки лучше чувствуют себя под пологом леса, где условия более стабильные, чем на открытых и освещенных пространствах.
8. Почему деревья одной и той же породы выглядят по-разному?
Деревья, которые росли на опушке или в изолированном месте, имеют достаточно света и пространства для разрастания ветвей с самого основания ствола. Такие деревья более коренастые и крепкие. В то время как деревья, выросшие в густом лесу, стремятся к свету и растут в высоту, не образуя нижних веток. Когда лес прореживается, такие деревья могут ослабнуть и погибнуть, так как они не приспособлены к жизни в более открытых условиях.
9. Что такое лес?
Лес – это сложная экосистема, состоящая не только из множества деревьев, но и из подлеска, травяного покрова, мхов, грибов, насекомых, животных и микроорганизмов. Лес – это сообщество живых организмов, связанных друг с другом и окружающей средой, формирующих единую устойчивую систему. Аллея в парке, хоть и состоит из деревьев, не имеет такого биоразнообразия и взаимосвязей, как лес, поэтому ее нельзя назвать лесом.