Ф. 135. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Отд. V. Рубр. I. № 3. Л. 1–12.
Список начала XVI в.
Плотная лощеная бумага, чернила; полуустав и скоропись.
29,2 см х 15,1 см
Первый законодательный кодекс единого Русского государства. Судебник определял единообразный порядок и систему судопроизводства, при которой каждая последующая инстанция была апелляционной для решений нижестоящих судов. Высшей инстанцией являлся государь и его «дети» (сыновья). В статьях судебника описаны нормы судопроизводства (вызов свидетелей и привод ответчиков на суд, обязательная запись судебных решений и т.п.).
Воспроизведенные ниже статьи 6-7 иллюстрируют регламентацию одного из пережитков феодальной эпохи – судебных поединков. С точки зрения законодателей, убитый автоматически проигрывал дело, а сумму иска и судебные издержки возмещали его родственники. Любопытный юридический казус разобран в ст. 52 – старикам, женщинам, детям, увечным и монахам разрешалось нанимать наемных бойцов («ино наймита наняти волно»). Противной стороне в этом случае разрешалось найти поединщика на стороне – «противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же» или выходить на бой самому.
В Судебнике много статей о холопах (12); например, ст. 56 предусматривала полное освобождение холопа, попавшего в татарский плен и бежавшего. В советское время особое внимание обращалось на статью «О христианском отказе» (т.е. крестьянском отказе, ст. 57), считалось, что она положила начало закрепощению крестьян. Статья оговаривала право крестьянина покинуть хозяина, регламентировала процедуру ухода (для нее отводились две последние недели осени, после уборки и обмолота хлебов) и размеры «пожилого» – арендной платы за пользование землей.
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всеа Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и окольничим
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; та-кож и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити, не дружити никому…
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтина, а диаку четверть, а неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.
19. О неправом суде. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него с диаком даст, ино та грамота не в грамоту, а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы…
52. А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти волно. А исцем или послуху целовати, а наймитом битися; а противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же; а восхочет, и он сам биется на поли…
56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп.
57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он пол двора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит».