Только в первый год в кинотеатрах картину посмотрели почти 50 000 000 зрителей и молодой начинающий кинорежиссер – документалист Эльдар Рязанов мгновенно попал в число ведущих мастеров советской кинокомедии, а начинающая киноактриса Людмила Гурченко стала звездой всесоюзной величины. Не меньший успех ждал и других замечательных актеров, музыкантов и кинематографистов, имевших отношение к этой искрометной комедии. К сожалению, почти никого из них сегодня уже нет с нами. Так давайте вспомним об этих людях и об этом замечательном фильме.
Рязанов Эльдар Александрович (1927–2015)
Кинорежиссёр, сценарист, драматург, телеведущий, писатель, поэт. Автор целого ряда кинокомедий, которые знают и любят уже несколько поколений зрителей. Человек, подаривший нам два главных новогодних комедии «Карнавальная ночь» и «Ирония судьбы, или с легким паром». Народный артист СССР.
Родился 18 ноября 1927 года в Самаре, родном городе его мамы, которая вскоре перебралась в Москву. Отец будущего режиссёра был работником внешней торговли и служил в советском торгпредстве в Тегеране. Мальчику было всего три года, когда семья распалась, и фактически Эльдара воспитывал отчим, инженер Лев Михайлович Копп.
В 1950 году с отличием окончил ВГИК (мастерская Григория Козинцева) и в течение пяти лет работал в документальном кино на ЦДФ.
Начинающий режиссер – кинодокументалист на острове Сахалин
С 1955 года работал режиссёром киностудии «Мосфильм». Совместно с Сергеем Гуровым поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды.
Первый же фильм самостоятельный фильм Эльдара Александровича «Карнавальная ночь», вышедший на большой экран 29 декабря 1956 году, принёс режиссёру всесоюзную славу.
Вообще следует сказать, что сам Рязанов снимать комедию не собирался. В его планах была драма, действие которой происходило на Камчатке.
Однако недавно назначенный на должность директора «Мосфильма» Иван Пырьев буквально заставил его в приказном порядке взяться за работу над «Карнавальной ночью» сценарий которой уже года три лежал в соответствующем отделе, не находя постановщика.
Почему-то принято считать Пырьева эдаким ретроградом, классиком сталинского официального кино. От части конечно это верно, но с наступлением новых времен, он развил кипучую деятельность по превращению «Мосфильма» в киностудию по-настоящему мирового уровня.
При нем территория «Мосфильма» была увеличена в два раза, в кратчайшие сроки было произведено полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, решены проблемы звука, и цветное кино перестало быть экзотикой.
Ну и конечно необходимо признать, что именно Иван Александрович Пырьев дал дорогу многим талантливым кинорежиссерам, в том числе и Эльдару Рязанову.
На съемочной площадке «Карнавальной ночи»
И Эльдар Александрович полностью оправдал оказанное ему доверие.
Многое в его фильме было впервые.
Фильм снимался не в павильоне, а в интерьерах Театра Советской Армии, так что было где развернуться. Гурченко пела прямо в кадре под живую музыку джазового оркестра. Многие мизансцены и реплики рождались прямо по ходу съемки.
А наряды героини? По ходу действия она шесть раз (!!!) меняла платья и каждое из них было какого-то невероятного, не нашего фасона! А муфта из белого меха, которой после выхода фильма грезила каждая девушка!
В фильме не было никакой советской пропаганды, никакой классической музыки, балета и песен и танцев народов СССР, как это было позже, во времена застоя.
Гости за столиками были одеты, ярко, пестро, красиво. Цветовой гамме позавидовал бы и Голливуд.
Этот фильм стал своеобразным кино разделом между окончившейся сталинской эпохой и началом оттепели.
А вы помните мои уважаемые читатели фразу, которую произносят главные герои перед финальным поцелуем?
«Счастье… Будет оно?» — «Обязательно будет!»
Эльдар Александрович Рязанов прожил долгую и весьма насыщенную творческую жизнь.
Он снял 25 художественных фильм, выпустил несколько авторских телевизионных проектов, был многолетним ведущим «Кинопанорамы». А ещё писал сценарии и пьесы, воспоминания и прекрасные стихи.
Спасибо глубокоуважаемый Эльдар Александрович за ваше творчество и конечно за незабываемую «Карнавальную ночь».
Скончался замечательный кинорежиссер в одной из московских больниц в ночь с 29 на 30 ноября 2015 года в возрасте 88 лет.
Похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища.
Гурченко Людмила Марковна (1935–2011)
Актриса, не нуждающаяся в особом представлении. Незабываемая, неподражаемая, подлинно Народная Артистка СССР.
Стремительно ворвавшись в наш кинематограф в 1956 году вместе с фильмом «Карнавальная ночь», она больше 50 лет оставалась одной из любимейших актрис советских зрителей.
Сама актриса к своей первой звездной роли относилась скажем так неоднозначно.
Спустя много лет в одной из своих интереснейших книг она напишет:
«Ох уж эта «Карнавальная ночь»! Иногда я ее ненавижу…».
Долге время ни режиссеры не зрители не видели её в других ролях кроме как поющей и танцующей героини.
Долгих 15 лет она провела в почти полном забвении, прежде чем снова явилась к зрителю в ролях героинь совершенно разноплановых, но не оставляющих никого равнодушными.
Людмила Марковна, прекрасно пела, танцевала, была автором нескольких интереснейших книг.
Как любой одаренный человек, она была иногда весьма противоречива.
У неё было шесть мужей и огромное количество романов.
Она казалась нестареющей, будто героиня её фильма «Секрет её молодости». Человек необычайного бьющего через край темперамента и необыкновенного мужества. Людмила Гурченко ушла из жизни 30 марта 2011 года. Её могила одна из самых почитаемых и посещаемых на Новодевичьем кладбище (участок №10).
Памятник работы двух известных скульпторов Юрия Хоровского и Юрия Шабельникова поражает удивительно гармоничным соединением черного и белого, как две стороны её судьбы, а надпись на обратной стороне черной плиты звучит как обращение ко всем, кто приходит навестить актрису в месте её последнего покоя.
Белов Юрий Андреевич (1930-1991)
Один из популярнейших советских киноактеров конца 50-х начала 60-х годов прошлого века.
Родился 31 июля 1930 года в городе Ржеве.
Детство будущего актера прошло, как говорится на самом краю земли, на Курильских островах, куда был направлен служить отец, командир Красной армии.
В 1955 году Юрий Белов окончил актерский факультет ВГИКА, и уже через год его знала, и любили вся страна.
Роль Гриши в фильме «Карнавальная ночь», где он снялся в дуэте с Людмилой Гурченко стала для него по настоящему звездной.
А потом звездные роли следовали одна за другой. «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса», «Неподдающиеся, «Алешкина любовь», «Королева бензоколонки», эти фильмы знают и смотрят до сих пор.
Все экранные герои Юрия Белова отличались неповторимым жизнелюбием и обаянием.
Казалось он просто светился радостью, а не сходящая с лица улыбка, вселяла в людей надежду что все у всех, всегда будет хорошо.
Однако в реальной жизни он не был таким рубахой парнем, весельчаком и балагуром. Наоборот, за ним закрепилась репутация «странного человека», «не от мира сего».
В середине 1960-х годов актер, все больше страдавший от приступов депрессии предпринял попытку самоубийства, в результате чего провел несколько месяцев в психиатрической клинике. После этого режиссёры стали опасаться давать ему большие роли, а если и снимали, то лишь в эпизодах.
Поскольку свободного времени у актера стало много, он сосредоточился на работе в Театре киноактера. Настоящим событием в жизни театральной Москвы стал спектакль по пьесе Булгакова «Иван Васильевич», в котором Белов блистал в роли Милославского. Однако в скором времени Белов ушёл из театра.
Последней большой ролью, сыгранной им в кино стал «волшебник» Василий Назарович в фильме «Стоянка поезда - две минуты».
К сожалению, фильм показали по центральному телевиденью всего несколько раз, а потом после отъезда за рубеж снимавшихся в нем актеров Бориса Сичкина и Олега Видова положили на полку.
В 70-е -80-е годы Белов снимался очень мало, в основном в крошечных эпизодах. Переживая из-за своей невостребованности, начал злоупотреблять алкоголем, его здоровье с каждым годом ухудшалось.
Скончался Юрий Белов 31 декабря 1991 года, когда, лежа на диване ждал начала очередного предновогоднего показа «Карнавальной ночи», которую никогда не пропускал.
Похоронен на Кунцевском кладбище, участок № 10.
Ильинский Игорь Владимирович (1901–1987)
Народный артист СССР, один наиболее выдающихся актеров советского кинематографа 20-х – 30-х годов прошлого века. Фильмы с его участием «Аэлита» "Папиросница от Моссельпрома", "Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Кукла с миллионами", "Поцелуй Мери Пикфорд", "Праздник святого Йоргена" стали классикой не только советского, но и мирового кинематографа. В 1938 году на экраны вышел знаменитый фильм Григория Александрова «Волга Волга» где Ильинский снялся в роли товарища Бывалова, после чего фактически перестал сниматься, полностью переключившись на работу в Малом театре. Можно сказать, что Эльдар Рязанов стал первым кинорежиссером, которому удалось вернуть Ильинского на экран спустя почти 20 лет. В 1956 году он уговорил его сняться в своем режиссерском дебюте «Карнавальная ночь», а еще через пять лет Игорь Владимирович сыграл Кутузова в фильме Рязанова «Гусарская баллада».
Могила Игоря Ильинского находится на 10-м участке новейшей территории Новодевичьего кладбища.
Там же на Новодевичьем кладбище (участок №5) упокоился замечательный актер Зельдин Владимир Михайлович (1915–2016) который сыграл в «Карнавальной ночи» белого клоуна Типа
Его пантер по фильму Народный артист СССР Петкер Борис Яковлевич (1902–1983) – рыжий клоун Топ похоронен на Кунцевском кладбище.
Филиппов Сергей Николаевич (1912–1990)
Великолепный актер – комик, Народный артист РСФСР.
Родился в Саратове. В 1933 году окончил хореографическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума и был артистом Ленинградского мюзик-холла, Театра комедии, Ленинградского драматического театра.
С 1965 года штатный актер киностудии «Ленфильм», хотя в кино начал сниматься ещё до Великой Отечественной войны.
Фильмография актера насчитывает более 130 работ в кино, но всеобщую любовь зрителей ему в первую очередь принесли роли в комедиях наших знаменитых кинорежиссеров.
Одним из первых таких персонажей, которые приходят на ум, стал лектор из общества «Знание», которого товарищ Огурцов пригласил прочесть в новогоднюю ночь лекцию на тему «Есть ли жизнь на Марсе?» Чем все это закончилось я думаю вы прекрасно помните
Так же Сергей Николаевич снялся у Рязанова в следующем его фильме «Девушка без адреса».
Не менее успешно Филиппов сотрудничал и с незабываемым Леонидом Гайдаем (1923–1993)
"12 стульев"
«Иван Васильевич меняет профессию»
"Не может быть"
Эти и многие другие роли сделали Сергея Николаевича одним из самых популярных актеров Советского союза 60-х – 70-х годов прошлого века. Будучи человеком интеллигентным, он весьма тяготился своей известностью, а особенно страдал от того, что на улице совершенно незнакомые люди могли хлопнуть его по плечу и сказать, что ни будь типа: «Здорово Киса». Народный артист РСФСР Сергей Николаевич Филиппов скончался 19 апреля 1990 года и был похоронен на Северном кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Памятник на могиле Сергея Филиппова установила гильдия киноактеров Санкт-Петербурга.
Легко узнаваемый портретный бюст актера установлен на внушительной стеле серого гранита. Памятник смотрится весьма лаконично и не содержит ничего лишнего.
Также в фильме в небольших ролях снялись:
Власова Ольга Николаевна (1906–1993)
Советская актриса оперетты, народная артистка РСФСР.
Родилась в городе Луганске Российской империи. После переезда в Москву и окончания школы училась одновременно в Музыкальном техникуме им. Н. А. Римского-Корсакова и Театральном техникуме им. А. В. Луначарского. Успешно окончив оба учебных заведения в 1926 году недолго выступала в Московском передвижном театре оперетты. С 1928 года солистка незадолго до того организованного Московского государственного театра оперетты на сцене которого выступала на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Ольга Николаевна пела во многих спектаклях классического репертуара в таких, например, как:
-
«Летучая мышь» (Штраус) — Адель
-
«Роз-Мари» (Стотхарт, Фримль) — Роз-Мари
-
«Фиалка Монмартра» (Кальман) — Нинон
-
«Моя прекрасная леди» (Лоу) — миссис Хиггинс
В «Карнавальную ночь» Эльдар Рязанов пригласил Ольгу Николаевну Власову на роль заведующей библиотекой Аделаиды Кузминичны Ромашкиной которую товарищ Огурцов попросил исполнить со сцены классический романс, что она и сделала, а потом ещё и в вальсе закружилась приведя в восторг присутствующих в зале и в ярость директора клуба.
К сожалению, больше в кино Ольга Николаевна не снималась, но продолжала с успехом выступать на сцене Театра оперетты и преподавать в ГИТИСе.
Скончалась замечательная актриса в январе 1993 года. Похоронена на Троекуровском кладбище (участок №3). Позже рядом с ней упокоился сын Виктор Эммануилович Каминка (1946—2011).
Тутышкин Андрей Петрович (1910–1971)
Замечательный советский актер театра и кино, театральный и кинорежиссер, заслуженный артист РСФСР.
Так получилось, что имя этого человека сегодня практически забыто, но вот фильмы в которых он снялся, в достаточно заметных ролях и которые снял , как кинорежиссер мы помним и продолжаем смотреть.
Родился будущий актер и режиссер 11 (24 января) 1910 года в Кишинёве. Его отец Петр Петрович Тутышкин был выдающимся врачом-психиатром, доктором медицины профессором.
Возможно, отцу хотелось бы чтобы сын стал продолжателем его дела, однако Андрей выбрал театр. В 1930 году он окончил театральную школу при Театре имени Е. Б. Вахтангова и несколько лет играл в разных театрах и снимался в кино.
Настоящий успех пришёл к нему после того, как в фильме Григория Александрова «Волга-Волга» он сыграл счетовода Алешу Трубышкина, возлюбленного главной героини и руководителя любительского симфонического оркестра.
Не менее успешным был и следующий фильм с его участием «Девушка с характером», где он сыграл краснофлотца Сергея Березкина
Потом было ещё несколько киноролей и активная работа в Вахтанговском театре, в качестве режиссера.
После Великой Отечественной войны Андрей Петрович Тутышкин возглавил Ленинградский театр музыкальной комедии и ставил спектакли в Ленинградском театре комедии.
Так же он тесно сотрудничал с уже достаточно известным к тому времени артистом Аркадием Райкиным, которого снял в главной роли в своем дебютном фильме
В 1956 году Эльдар Рязанов пригласил Андрея Петровича Тутышкина на роль бухгалтера Фёдора Петровича Миронова, немолодого человека оказывающего знаки внимания заведующей библиотекой Аделаиде Кузминичне Ромашкиной
По сюжету Огурцов поручает герою Тутышкина прочесть со сцены басню, ну а Леночка Крылова, к которой Миронов обращается за помощью, в подборе репертуара дает ему стихотворный фельетон «Зачем на бал пришёл медведь» который оказывается очередным камнем в огород директора – ретрограда.
В дальнейшем Андрей Петрович Тутышкин продолжал достаточно много и успешно сниматься, а также ставить фильмы, наибольший успех среди которых выпал на долю незабываемой музыкальной кинокомедии
Вечером 30 октября 1971 года Андрей Петрович Тутышкин был приглашён на юбилей к своему давнему другу Аркадию Исааковичу Райкину, который отмечал шестидесятилетие. Вернувшись домой, он вдруг почувствовал себя плохо. Приехавшая по вызову «скорая» констатировала смерть от инфаркта.
Похоронен на Головинском кладбище вместе с родственниками.
Носова Тамара Макаровна (1927–2007)
Известная советская киноактриса, Народная артистка России.
Родилась в Москве. После смерти матери в возрасте полутора лет, попала в детский дом, однако, вскоре её удочерила бездетная пара. Приемный отец был инженером по авиационным двигателям, мама домохозяйкой. Школу окончила в победном 1945 году и поступила во ВГИК, который окончила в 1950 году. Роли в основном играла небольшие, но характерные, запоминающиеся.
Была одной из самых известных комических актрис отечественного кино 50—60-х годов XX века. В «Карнавальной ночи» сыграла Тосю Бурыгину, секретаршу товарища Огурцова.
Скончалась 25 марта 2007 года на 80-м году жизни. Урна с прахом актрисы была захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Так же в заключении хочу написать, что в качестве статисток в знаменитом рязановском фильме впервые на экране появились две будущих звезды отечественного театра и кино
Инна Ивановна Ульянова (1934–2005)
и
Зелинская Зоя Николаевна (1929–2024)