
Мациевича Льва Макаровича (1877–1910)
Будущий пионер русской авиации родился 1 (13) мая 1877 года в поселке Александровка Киевской губернии. Его отец служил бухгалтером на местном сахарном заводе.
В 1895 году окончил 3-ю Киевскую гимназию и поступил на механическое отделение Харьковского технологического института. После получения в 1902 году диплома инженера – технолога поступил на службу в Морское ведомство и получил назначение в Севастопольский порт.
Как инженер делал необходимые расчеты и осуществлял контроль за строительством и ремонтом кораблей Российского Императорского флота, в том числе броненосца «Иоанн Златоуст», крейсеров 1-го ранга «Очаков» и «Кагул».
В 1906 году, без отрыва от службы, окончил Николаевскую морскую академию.
Молодой инженер быстро зарекомендовал себя, как талантливый изобретатель, внесший большой вклад в развитие русского флота. Ему принадлежат два проекта противоминных заграждений, проект защиты боевых судов от атак торпеды, и оригинальный проект броненосного крейсера.
Лев Макарович Мациевич внес огромный вклад в развитие отечественного подводного флота.
В 1907 году он получил назначение на Балтийский завод в Петербурге, занимавшийся постройкой подводных лодок. За короткий промежуток времени им было предложено несколько новых проектов субмарин, а также разработан оригинальный двигатель, позволявший лодке перемещаться, как в подводном, так и в надводном положении.
Небо зовет
Будучи человеком, необычайно восприимчивым ко всему новому, капитан Мациевич естественно не мог оставить без внимания стремительно набиравшую популярность во всем мире и в России авиацию, но возможно он был одним из первых ученых, задумавшихся о том, как поставить нарождавшийся воздушный флот на службу военно-морскому.
В октябре 1909 года он представил начальнику Морского генерального штаба Российской империи первый в мире проект авианосца, способного нести 25 самолётов. Предложенный проект предусматривал навесную палубу для взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты), которая могла бы выстреливать аппарат с нужной скоростью, и особые тормозные сети (аналог аэрофинишера), предназначенные для погашения скорости самолетов при посадке.
Таким образом, именно наш соотечественник не только стал автором идеи авианесущих военных кораблей, но и впервые в мире сформулировал основные принципы построения авианосца и разработал проект специального аэроплана, который сможет не только взлетать, но и садится на палубу корабля.
К сожалению, несмотря на самые доброжелательные отзывы специалистов, проект авианосца так и остался нереализованным. В морском ведомстве признали проект интересным, но в финансировании отказали.
Однако идея использования аэропланов в военно-морском флоте показалась перспективной и в 1909 Мациевич переходит на службу в Отдел воздухоплавания, возглавляемый великим князем Александром Михайловичем.
В марте 1910 года молодой офицер был направлен в служебную командировку во Францию для изучения мирового авиационного опыта.
Там на протяжении нескольких месяцев он совершенствовал свои теоретические знания и практические навыки во всемирно известной авиационной школе летчика и авиаконструктора Анри Фармана. За время обучения Мациевич освоил 13 типов аэропланов совершив несколько десятков полетов без единой аварии. Фарман считал его одним из лучших своих учеников и лично выписал лицензию пилота за №176. В России Лев Макарович стал седьмым лицензированным авиатором.
Праздник воздухоплаванья, закончившийся трагедией
С 8 сентября по 1 октября 1910 года, в Санкт-Петербурге проходил грандиозный Всероссийский праздник воздухоплавания, который считается одним из первых авиашоу в мире.
Вернувшийся в столицу Российской империи 13 сентября Мацевич сразу же включился в показательные выступления, демонстрировал летное мастерство, а также поднимал в воздух многих известных в России людей. Пассажирами его Фармана стали Премьер-министр П. А. Столыпин, известный атлет И. Заикин, профессор К. Боклевский, адмирал Н. Яковлев, председатель Государственной Думы А.И. Гучков и многие другие знаменитости.
Л.М. Мациевич на Фармане-4 с известным борцом Иваном Заикиным
В ходе праздника было установлено множество рекордов: на дальность полета, скорость, длительность пребывания в воздухе и т. д.
24 сентября около шести часов вечера было объявлено, что капитан Мациевич идет на побитие рекорда высоты полета. Повесив на грудь барограф (прибор, записывающий высоту), пилот сел в свой «Фарман» и взлетел.
Буквально пару минут спустя, зрители наблюдавшие за полётом услышали оглушительный треск, и на их глазах аэроплан буквально разломился на две половины и камнем рухнул на землю. Как потом выяснила комиссия, на высоте 385 метров лопнула проволочная диагональная растяжка перед мотором, которая попала в винт. Шансов спастись у авиатора не было. Таким образом, 24 сентября 1910 года произошла первая в истории русской авиации катастрофа, и был открыт скорбный счет погибшим лётчикам.
28 сентября состоялись похороны погибшего авиатора. Проститься с простым капитаном Русской Императорской армии пришли члены царской семьи, правительства, военные и конечно простые люди, которые заполнили Невский проспект, по которому траурная процессия следовала на Никольское кладбище Александро-Невской лавры.
Над траурной процессией летел дирижабль «Кречет».
Первоначально на могиле установили скромный белый крест. Позже его заменили памятником по проекту академика архитектуры И. А. Фомина, средства на который собирали по подписке.
Торжественное открытие памятника на могиле первого русского авиатора, не вернувшегося из полёта.
К счастью, памятник сохранился хотя и не без утрат
На месте гибели Мацеевича на бывшем Комендантском аэродроме в 1912 году его друзья, собрав добровольные пожертвования, поставили памятный знак, сохранившийся до наших дней.
Ещё одним известным русским авиатором, похороненным на Никольском кладбище, стал
Абрамович Всеволод Михайлович (1890–1913)
Русский авиатор и изобретатель, один из пионеров русской авиации, член Всероссийского аэроклуба.
Родился в Одессе. Окончил Шарлоттенбургский политехникум в Германии, а 9 октября 1911 года — авиационную школу «Общества аппаратов Райт». Как лучший выпускник был оставлен в школе инструктором, а вскоре становится шеф-пилотом.
Поскольку самолёты «Райт» к тому времени устарели и не могли конкурировать с аэропланами других производителей Абрамович занялся их усовершенствованием и внес ряд доработок в конструкцию позволивших установить несколько рекордов высоты и дальности полёта.
Самым большим достижением Всеволода Абрамовича стал перелет из Берлина в Санкт-Петербург с пассажиром в июле 1912 года.
Торжественная встреча авиатора В. М. Абрамовича после завершения рекордного перелёта из Берлина в Петербург.
18 августа 1912 года совершил перелет из Петербурга в Царское Село, где был представлен его Императорскому величеству. К тому моменту аэропланы его конструкции «Абрамович – Райт» считались одними из лучших в Европе.
Летом 1913 года в Гатчине было запланировано открытие школы пилотов, которые должны были проходить обучение на самолетах конструкции Всеволода Абрамовича, которому на тот момент было всего 22 года, но, к сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
12 апреля 1913 года на Иоганистальском аэродроме в Германии во время учебно-тренировочного полета на самолёте «Райт-Абрамович», которым управляла княгиня Е.М Шаховская произошла авария.
От полученных при жёсткой посадке травм пилот – инструктор Абрамович скончался на следующий день. Пилот Шаховская не пострадала.
Тело погибшего авиатора было доставлено в Санкт-Петербург и захоронено на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Ещё один из пионеров русской авиации похороненный в этом историческом некрополе
Уточкин Сергей Исаевич (1876–1916)
Легендарный русский спортсмен и авиатор. Популяризатор авиации в Российской империи.
Родился в Одессе в семье успешного строительного подрядчика. С детства увлекался спортом и был удивительно разносторонним атлетом. В молодости Сергей Уточкин был чемпионом Одессы в соревнованиях по конькобежному спорту, теннису, фехтованию, гребле, плаванию, боксу и борьбе. Был одним из основоположников русского футбола, и основателем двух первых клубов Одессы. Был одним из первых в России вело, мото и автогонщиков. Наверное, проще назвать тот вид спорта, которым бы не занимался Сергей Уточкин.
В 1907 году Уточкин приобретает воздушный шар и после нескольких месяцев тренировок в Одессе, отправляется в Египет, где летает над пирамидами.
В 1910 году Сергей Исаевич впервые поднимается в воздух на биплане «Фарман-IV», принадлежавшем одесскому банкиру С. Ксидиасу.
В том же году он сдал экзамены на звание пилота-авиатора в Одесском аэроклубе, которое затем подтверждает в Императорском всероссийском авиаклубе (ИВАК) и становится профессиональным пилотом.
Выкупив у Ксидиаса «Фарман» он отправляется в турне по Российской империи с показательными выступлениями в крупнейших городах. Одним из первых таких представлений стали полеты в Москве на Ходынском поле во время которых произошло знакомство молодого авиатора с профессором Николаем Егоровичем Жуковским.
Всего Уточкин в 1910—1912 годах побывал в 70 городах Российской империи, где провел около 150 показательных выступлений.
К сожалению, огромные физические и нервные нагрузки, многочисленные травмы, финансовые неурядицы и прочие проблемы, с которыми спортсмен пытался справиться, как традиционным русским способом – водкой, так и более изысканным богемным – морфий привели к тому, что с 1913 года он становится постоянным клиентом психиатрических клиник Одессы и Петербурга.
Скончался 31 декабря 1915 (13 января 1916) года в больнице Св. Николая Чудотворца для душевнобольных города Петрограда, не дожив до 40 лет.
Могила Сергея Уточкина ныне входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) наследия, находящихся в Санкт-Петербурге и сравнительно недавно была приведена в относительный порядок.
Памятник интересен как мне кажется тем, что устанавливали его явно в после революционное время используя скорее всего какие-то готовые элементы из запасов камнерезной мастерской, занимавшейся изготовлением памятников. Форма стелы является традиционной, но наверху явно не хватает креста или траурной урны. И ещё обратите внимание на надпись.
Она хотя и выполнена с соблюдением до революционной орфографии, но слово «ЛЕТЧИК» впервые появилось в русском языке в 1915 году, когда Уточкин уже не летал. Считается, что его придумал поэт – футурист Вельмир Хлебников. До этого покорителей неба называли авиаторы или пилоты. Но вообще, конечно, не может не радовать что память об этих отважных людях продолжает жить.
Дзен: Записки питерского скульптора