
Когда Зиновий Гердт пришел в кино, он не был ни юным актером, ни возмужавшим. Это был человек уже много поживший, да и ролей главных у него практически нет. Однако, помнят его по фильмам все.
Младший лейтенант
Залман Афроимович Храпинович к началу Великой Отечественной давно уже работал в Московском театре. Был женат, актерская карьера продвигалась хорошо, но буквально через неделю после того, как Германия напала на СССР, отправился в военкомат. Он не мог сидеть дома, когда другие уходили на фронт.
Призывная комиссия рассудила, что человек с образованием нужен в качестве офицера, поэтому его и отправили учиться в училище. Вышел он оттуда младшим лейтенантом, и был назначен командиром взвода саперов. Тогда еще Храпинович, оказался в стрелковой дивизии, находившейся в резерве.
Первые бои
Она только формировалась, и в нее входили те, кто выписывался из госпиталей, те, кто только что призвался добровольцем, те, кто окончил военные учебные заведения.
На фронт полк, в котором служил актер, попал в середине лета 1942-го, и вот – первый бой. Левый берег Дона, село Давыдовка, переправа через реку. На другом берегу находились венгры, которых необходимо было выбить с плацдарма.
Взвод Гердта должен был обеспечить беспрепятственное прохождение красноармейцами переправы, несмотря на шквальный огонь противника. Операция прошла успешно, хотя мадьяры после этого еще много раз пытались перейти в контрнаступление, и вернуть себе потерянный плацдарм.
Наступление
Полгода бойцы удерживали позиции, пока сюда не подошли основные силы Красной армии, начав наступление. Только теперь Зиновий смог написать письмо своей супруге, и было оно полно того юмора, который зрители после видели в его в ролях. Он назвал мадьяр сопливыми, и сказал, что уж очень они некрасиво убегали.
Но наступление не было столь веселым – в дивизии было три полка, а после этого их осталось только два. Однако венгры понесли еще более катастрофические потери. В это время Гердт был ранен в ногу, но не захотел даже в госпиталь отправлялся – так и продолжал наступление вместе с полком.
Ранение
Через месяц полку дали передышку, и бойцы отправились в тыл. Отдых был недолгим – через две недели они уже шли на Харьков. Здесь в 1943-м году Гердт и его товарищи вступили в схватку с дивизией Гросс Дойчланд.
Это снова были тяжелые бои, а 13-го февраля война для Зиновия была закончена. Его взводу необходимо было произвести разминирование дороги, по которой должны были пройти танки, и, как всегда, все это нужно было делать под огнем врага.
Актер даже не успел ничего понять, как увидел, что его нога шевелится без его на то желания. Оказывается, рядом разорвался снаряд, и один из осколков почти оторвал ему ногу.
Гердту еще повезло, что рядом оказалась санитарка, и эта хрупкая девушка смогла вытащить его с поля боя. Ей было всего лишь 19 лет, и Зиновий навсегда запомнил ее имя – Вера Веденина.
За этот бой Герд и получил орден Красной Звезды. Когда он попал в госпиталь, оказалось, что лечить бойцов там просто нечем, и уж тем более невозможно спасти ему ногу, которую необходимо было ампутировать.
Ему повезло, что на его жизненном пути попалась хирург Ксения Венцентини. Это была жена авиаконструктора Сергея Королева, который в то время находился в заключении. Именно она приложила массу усилий, чтобы спасти ногу актера. Он перенес множество операций, и провел в госпиталях четыре года.
Зиновий Герд всегда говорил, что главное – это ценить жизнь, и быть за все благодарным судьбе. Самое большое счастье – то, что ты жив.