
История человечества тесно связана с прогрессом, открытиями и изобретениями. Нашу жизнь уже невозможно представить без современных средств передвижения и связи. Но когда-то это было новшеством и появилось благодаря кропотливой работе талантливых конструкторов, механиков, инженеров и техников. Сегодня мы расскажем вам о четырёх величайших изобретателях Урала, каждый из которых внёс неоценимый вклад в развитие науки и техники.
Изобретатель паровой машины
Иван Иванович Ползунов – знаменитый русский механик и теплотехник. Родился в Екатеринбурге, в семье солдата горной строительной роты. Учёба давалась Ивану нелегко и, не окончив школу, в возрасте 14 лет он отправился работать на завод. Трудолюбивый подросток, перенимая опыт высококвалифицированных крепостных мастеров, быстро приобрёл необходимые знания и навыки.
Через 5 лет работы в Екатеринбурге механик Ползунов был переведён на Алтай. Здесь он работал на Барнаульском сереброплавильном заводе. Слитки серебра и золота, изготовленные на этом предприятии, направляли в Санкт-Петербург. После того, как мастер лично посетил северную столицу и увидел своими глазами роскошные дворцы, у него появилась цель – усовершенствовать технику, облегчив таким образом труд рабочих, чьими руками создавались эти несметные богатства. С этого момента Ползунов начал работать над устройством первой в мире паровой машины.
Иван Ползунов взял нескольких учеников, которые помогали ему в строительстве механизма. Все работы проводились в здании бездействующей стекольной фабрики. 16 декабря 1765 года паровая машина была полностью собрана. На её строительство было израсходовано 9 тонн меди, 10 тонн свинца и 3,5 тонны железа.
На первое испытание принципиально нового двигателя собрался весь Барнаул. Все с огромным интересом наблюдали за тем, как устройство с лёгкостью поднимает и опускает тяжёлые брёвна. В августе 1766 г., после повторного испытания, состоялся пуск первой в мире заводской паровой машины.
Изобретатель радио
Наша страна – родина радио. Его изобрёл знаменитый русский учёный Александр Степанович Попов, уроженец посёлка Турьинские рудники (ныне г. Краснотурьинск) Пермской губернии. С детских лет мальчик проявлял большой интерес к опытам и точным наукам, увлекался физикой и математикой, интересовался устройством двигателей. В Петербургском университете Попов начал изучать электротехнику; эту дисциплину по окончании вуза он стал преподавать в Кронштадтской минной школе.
Свою научно-исследовательскую работу Александр Степанович сочетал с практической деятельностью. Он был в курсе всех последних достижений мировой научной мысли. По проекту Попова в Перми была выстроена первая городская электрическая станция. Занимаясь вопросами электрификации, учёный усиленно изучал электромагнитные волны. Он сконструировал прибор, который назвал грозоотметчиком. Именно это устройство стало родоначальником всех современных радиоприёмников.
7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге Попов продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник – первый в мире. Это событие открыло новую эпоху в науке и технике и положило начало радиотехнике.
Создатели первого паровоза в России
Средний Урал – родина великих инженеров Ефима и Мирона Черепановых, которые сконструировали первый российский паровоз.
Ефим Черепанов родился в 1773 г. в Нижнем Тагиле. В десятилетнем возрасте он начал работать на заводе, где проявились его способности к механике. К двадцати годам Ефим стал мастером Выйского железоделательного и медеплавильного завода.
В 51 год Ефим Черепанов стал известен благодаря своему первому творению – он построил на демидовских заводах паровую машину. Такой же двигатель был внедрен и на мукомольном производстве. Паровая мельница Черепанова была одной из первых в России, ведь обычно жернова вращались с помощью воды.
Главным помощником Ефима Алексеевича в создании уникальных механизмов был его сын Мирон. Вместе они соорудили несколько паровых машин, одна из которых обеспечивала откачку воды из рудников.
Долгое время у Мирона Черепанова зрела мысль о создании «паровой телеги», которая сама смогла бы двигаться по рельсам. Строительство первого паровоза в России или, как его ещё называли, «сухопутного парохода», началось в Нижнем Тагиле под руководством самого Мирона. От Тагильского завода до Выйского поля была проложена железная дорога.
Пуск паровоза Черепановых состоялся 26 августа 1834 г. Он двигался со скоростью 15 километров в час. После первых опытов к локомотиву был прицеплен фургон с горючим, а к фургону – повозка для грузов и пассажиров. Паровоз Черепановых перевозил оборудование для шахт, руду и людей.
Уральские мастера смогли совершить настоящие открытия в науке и технике мирового значения.