Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
Как выглядели русские купцы XIX века.
Как выглядели русские купцы XIX века

Сегодняшний материал посвящен изображениям колоритнейших персонажей - русских купцов XIX в. Посредством Государственного каталога музейного фонда я сделал подборку купеческих портретов, причем постарался сделать это так, чтобы по возможности широко представить различные особенности внешнего облика купцов, по крайней мере, те особенности, которые подвергались централизованной (то есть государственной) регламентации. Сформируем эдакую «периодическую систему» купеческих портретов)) На самом деле, к сожалению, шучу – тема купеческого костюма изучена явно недостаточно, и я располагаю лишь отрывочными сведениями по теме, поэтому никакой системы у нас не выйдет, в лучшем случае несколько отдельных штрихов. Так или иначе, приступим.

К XIX веку (впрочем, такая ситуация сохранилась по сути до революции 1917 г.) по своему внешнему облику русское купечество было неоднородно. Значительная (возможно. бОльшая) часть купцов одевалась в т.н. «русском стиле» - в одежду, близкую к традиционной одежде допетровской России, стриглась «под гребенку» в кружок и не брила бород. Другие, напротив, восприняли костюмные традиции благородного сословия, одевались в «европейское платье» - носили фраки, сюртуки, панталоны, брили бороды и делали модные на каждый конкретный период прически.

Ниже представлен, так сказать, «простейший вид» купца, одетого в русском стиле – без каких-либо регламентированных государством отличий.

Н.И. Аргунов «Портрет купца Петра Семеновича Сапожникова», 1802 г.

Н.И. Аргунов «Портрет купца Петра Семеновича Сапожникова», 1802 г.

За различные услуги, оказанные государству, например, за масштабную поставку какого-то товара «с уступкой по цене, приведшей к сбережению государственного интереса», или безвозмездное пожертвование партии товара какому-либо казенному учреждению, купцы могли награждаться медалью «За усердие». Медаль была учреждена Александром I для награждения гражданских лиц за оказанные государству услуги. На аверсе (лицевой стороне) медаль имела изображение царствующего на момент награждения монарха, сама она могла быть серебряной или золотой и носилась на лентах различных российских орденов, пожалование медалью на ленте «более старшего» ордена означало более высокий статус награды. Носилась медаль на шее.

На иллюстрации – купец с медалью «За усердие», полученной, если верно разобрал профиль монарха, при Александре I

Неизвестный художник «Портрет купца Антипина И.И.», первая половина XIX в.

Неизвестный художник «Портрет купца Антипина И.И.», первая половина XIX в.

У одного купца медалей могло быть несколько. Обычно награждение было последовательным – медалями на лентах орденов, занимающих все более высокую позицию в наградной иерархии. Однако, судя по всему, имели место неоднократные награждения медалью одной «степени» (в кавычках, поскольку официально медали на лентах разных орденов степенями награды не считались). Ниже – пример такого награждения «равнозначными» медалями. Вероятно (это мое предположение), неоднократное награждение золотой медалью «За усердие» на ленте одного ордена (в данном случае, судя по всему, александровской) связано с пожалованием их в разные царствования – на портрете у персонажа медали с профилями Екатерины, а также, по-видимому, Павла I и Александра I. В таком случае носимые на шее медали развешивались в ряд, на одном уровне.

Неизвестный художник «Портрет купца», первая половина ХIХ в.

Неизвестный художник «Портрет купца», первая половина ХIХ в.

В случае же наличия медалей «За усердие» различных «классов» (на лентах все более высоких орденов), они носились одна над другой. Такой порядок ношения демонстрирует нам следующий портрет. В источниках встречаются упоминания, что для того, чтобы лента, на которой носилась шейная медаль, оставалась видной, купцы шли на неслыханный шаг – он подстригали бороды. Но вот персонаж на данном портрете этого не сделал, лишив нас возможности узнать, золотой медалью на какой ленте он был награжден после того, как получил серебряную на аннинской ленте и золотую на владимирской.

Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века «Портрет купца с тремя медалями,  1820-е гг.

Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века «Портрет купца с тремя медалями, 1820-е гг.

Однако, помимо штатского платья купцы могли носить и мундиры. Такое право имели купцы, получившие звание коммерции советника, купцы 1-ой гильдии и купцы, занимающие должности в ряде государственных структур или выборные посты в органах городского самоуправления. При этом в данном случае также существовало разделение, в зависимости от того, одежду какого типа привык носить тот или иной человек. Купцы перечисленных категорий, воспринявшие европейскую костюмную традицию и брившие бороды, могли носить мундиры покроя, присвоенного гражданским чиновникам – то есть фрачного. Также они имели право носить шпагу. Купцы же, не изменявшие «русскому стилю» и носившие бороды, надевали т.н. мундирные кафтаны – с прямыми полами, без характерного для фраков выреза спереди. При таких кафтанах могла носиться сабля. В одном из материалов данного канала ранее уже был представлен портрет купца в мундирном кафтане и с выставленным напоказ эфесом сабли.

Что касается ведомств и служб, мундиры которых попадаются на купеческих портретах, то таковых несколько. Купцы могли носить губернские мундиры (или мундирные кафтаны с воротниками присвоенного губернии приборного цвета). Приводимый ниже портрет значится в Госкаталоге как «Портрет таганрогского землевладельца и купца Варваци Ивана Андреевича», однако наличие у изображенного орденов Св. Анны 2-о степени и Св. Владимира 4-ой степени свидетельствуют, что Варваци запечатлен уже после получения дворянства, то есть перестал быть купцом. Впрочем, еще состоя в купеческом сословии, Варваци, если он придерживался «европейского» стиля одежды (а, по-видимому, он, будучи греком по происхождению, его придерживался) мог носить подобный губернский мундир. К сожалению, не имею сейчас под рукой великолепной книги С.А. Попова и не могу уточнить принадлежность мундира к конкретной губернии, но, учитывая, что значительную часть своей жизни Варваци прожил в Таганроге и, получив дворянство, был записан в родословную книгу Екатеринославской губернии, то мундир на портрете должен относиться именно к этой губернии.

Неизвестный художник «Портрет таганрогского землевладельца и купца Варваци Ивана Андреевича», 1825 г.

Неизвестный художник «Портрет таганрогского землевладельца и купца Варваци Ивана Андреевича», 1825 г.

У купца на следующем портрете шитье, кажется, по мундиру Министерства финансов.

Неизвестный художник «Портрет купца», начало XIX в.

Неизвестный художник «Портрет купца», начало XIX в.

А председатель Рыбинской судоходной расправы, купец, затем потомственный почетный гражданин Федор Ильич Тюменев на своем известном портрете изображен в мундирном кафтане с шитьем по ведомству путей сообщения. Интересно, что Тюменев, помимо медалей «За усердие», был награжден орденом Св. Анны 3-ей степени, до 1845 г. дававшей право на приобретение потомственного дворянства, а затем – личного. Тем не менее о получении Тюменевым дворянства нет данных (отказался?).

К.П. Мазер  «Портрет Ф.И. Тюменева»

К.П. Мазер «Портрет Ф.И. Тюменева»

Однако, помимо «простых» мундирных кафтанов, существовали также наградные, т.н. жалованные кафтаны, которые выдавались от государства купцам, мещанам и «низшего класса людям». В случае совершения лицами, которым были пожалованы кафтаны, преступлений или «неприличных поступков», виновные лишались права их носить.

На ряде портретов купцы с удовольствием позируют в жалованных кафтанах.

И. Добрынин «Картина. Портрет казанского купца Онисима Кирилловича Месетникова», 1832 г.

И. Добрынин «Картина. Портрет казанского купца Онисима Кирилловича Месетникова», 1832 г.

Еще один яркий персонаж в жалованном кафтане.

Неизвестный художник «Портрет купца», середина ХIХ в.

Неизвестный художник «Портрет купца», середина ХIХ в.

В случае, если купец одевается в «европейское» платье и не имеет никаких носимых наград от государства, отличить его от дворянина крайне сложно.

В.А. Тропинин «Портрет шуйского купца Дмитрия Диомидовича Киселева», 1842

В.А. Тропинин «Портрет шуйского купца Дмитрия Диомидовича Киселева», 1842

Однако если купец одет «по-европейски», но имеет шейную медаль «За усердие», она выдает его сословную принадлежность.

Это изображение числится в Госкаталоге как «портрет старого чиновника с медалью Александра II на шее». Чиновником персонаж, безусловно, не является. Теоретически он может быть мещанином или даже разбогатевшим крестьянином, но все-таки наиболее вероятно, что перед нами купец.

Это изображение числится в Госкаталоге как «портрет старого чиновника с медалью Александра II на шее». Чиновником персонаж, безусловно, не является. Теоретически он может быть мещанином или даже разбогатевшим крестьянином, но все-таки наиболее вероятно, что перед нами купец.

При наличии таких медалей купец распознается, даже если он одет во фрак.

Неизвестный художник «Портрет купца», 1840-е гг.

Неизвестный художник «Портрет купца», 1840-е гг.

Исторические мелочи

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie