Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
Незаслуженно забытый: художник И. К. Макаров и его творчество.
Незаслуженно забытый: художник И. К. Макаров и его творчество

И. К. Макаров являлся одним из наиболее популярных портретистов своего времени, однако с течением лет его имя постепенно стало забываться. В основном он создавал портреты женщин и детей, а также занимался изображением религиозных тем, расписывая храмы.

Незаслуженно забытый: художник И. К. Макаров и его творчество

Портрет баронессы Софьи Николаевны Стааль фон Гольштейн. 1859

Незаслуженно забытый: художник И. К. Макаров и его творчество

Иван Кузьмич Макаров появился на свет в 1822 году в Арзамасе, в семье художника и учителя рисования Кузьмы Александровича Макарова, который был крепостным крестьянином у помещиков Горихвостовых из Пензы. Кузьма Александрович учился в известной школе А.В. Ступина в Арзамасе и позже открыл собственную рисовальную школу в Саранске, где обучал, в том числе, и своего сына. Их семья жила в скромных условиях.

"Автопортрет в юности", 1840 Холст, масло Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург

Иван Кузьмич окончил уездное училище, помогал отцу в его мастерской, выполняя различные заказы. Мать литератора И. А. Салова приглашала Кузьму Александровича для отделки церкви, построенной ею. В книге И. А. Салова "Умчавшиеся годы" говорится: "Стены и четыре колонны, поддерживающие потолок, были обработаны под мрамор и украшены художественной живописью. Я хорошо помню, что на первом плане потолка был изображен ангел с церковным паникадилом, а на втором — Бог Саваоф, окруженный херувимами. Наша церковь действительно выделялась благодаря живописи, которую вел известный живописец Макаров, отец Ивана Кузьмича, ставшего впоследствии известным художником. Этот еще очень юный человек писал у нас местные иконы, запрестольный образ и картины на стенах. В то время он еще не был художником и работал в мастерской отца. Однако его кисть превосходила кисть учителя. Я помню, как мать первая обратила внимание на молодого художника и предложила отцу помочь ему получить звание художника."

"Две молодые мордовки", 1842 Холст, масло. 131 x 100 см Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

В 1844 году И. К. Макаров переехал в Санкт-Петербург и начал посещать Академию художеств как вольный слушатель, обучаясь у А. Т. Маркова. В 1846 году он сопровождал в поездке за границу великую княгиню Марию Николаевну, обучая рисованию её детей. В 1853 году художник вновь отправился в Европу, посетив такие города, как Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венеция и Болонья, и провёл более полутора лет в Риме. Вернувшись в Россию в 1855 году, он получил звание академика.

"Нагорная проповедь (Христос, благословляющий царское семейство)" Около 1890 Холст, масло. 235 x 155 см Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Макаров был одним из самых популярных портретистов своего времени и имел множество заказчиков из числа титулованных особ.

Портрет Н. Н. Гончаровой. 1849 (?)

Наиболее известная работа художника — портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, о котором она упоминала в письме мужу Петру Петровичу Ланскому: "Необходимость заставляет сказать тебе, в чем заключается мой подарок — это мой портрет работы Макарова, который сам предложил написать его, не дожидаясь, пока я попрошу, и ни за что не хотел взять за него деньги. Он назначил сеанс на другой день и трогательно точно отразил меня. Я позировала три дня... Портрет был закончен удивительно быстро... Моя сестра Александра Николаевна заметила, что нос слишком длинный, и сказала это Макарову, который внес изменения, и стало гораздо лучше, чем было. Выражение рта, по словам тех, кто видел портрет, не удалось, но всё же это один из лучших моих портретов."

Существует версия, что в письме речь идет о другом портрете, который позднее стали приписывать Макарову, а портрет в накидке был написан позже.

"Портрет Н.А. Пушкиной", 1849 Холст, масло. 52 x 44 см. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Макаров также писал портреты двух дочерей Пушкина.

Портрет Губониной (1870-е годы)

Существует анекдот о том, как художник был знаком с семьей крупного предпринимателя и мецената Петра Ионовича Губонина. Однажды тот заказал портрет своей жены, но не стал его забирать, хотя и оплатил, потому что картина получилась слишком похожей, и Губонину не хотелось видеть свою супругу также и на портрете. Работа осталась у мастера и позже стала известна как "дама в красном". Об этом рассказал внук художника. В 1927 году, в связи с проведением выставки И. К. Макарова, его дочь А. И. Лебедева, проживавшая в Ленинграде, подарила портрет Русскому музею.

Портрет цесаревны Марии Александровны в платье à la russe. Не позднее 1855. Холст, масло. 135 x 100 см Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

Портрет Е. Ф. Тютчевой. 1850-е годы

Портрет Е. А. Трегубовой. 1869

Портрет генерала Е. П. Самсонова. 1869. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

"Женский портрет (С.Н. Россова ?)" Не позднее 1867 Холст, масло. 151 x 107 см Национальный музей Чеченской Республики, Грозный

"Женский портрет", 1860-е Холст, масло Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

"Портрет Андрея Федоровича Карпова", 1886 Холст, масло Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

"Головка девочки", 1890-е Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Портрет генерала Н.Г. Казнакова", 1861 Холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Портрет графини Дарьи Васильевны Олсуфьевой" Холст, масло Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

"Портрет двух детей (из семьи Толстых)" 1854 Холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

"Портрет семьи Черемисиновых", 1882 Холст, масло Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

О частной жизни Макарова известно мало. Он был женат на Ольге Николаевне Мясоедовой, которая тоже хорошо рисовала. Брак был счастливым. Макаров умер в 1897 году в Петербурге. Внук художника оставил воспоминания о жизни художника.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике