Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
Киносказки Надежды Кошеверовой, которые мы полюбили еще в детстве.
Киносказки Надежды Кошеверовой, которые мы полюбили еще в детстве

Режиссер-постановщик Надежда Кошеверова, 1984 год, Ленинград © Галина Кмит

Надежда Кошеверова стала режиссером, когда женщина за камерой считалась редкостью. Евгений Шварц называл ее «славным парнем» и «отличным товарищем». Она была всегда уверена в собственной правоте и спокойно делала свое дело, несмотря на обстоятельства. Кошеверова оставила после себя 19 полнометражных фильмов. Вспоминаем самые волшебные ее работы, которые с удовольствием пересматриваем.

«Золушка»: вера в чудо и воспоминания детства

И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.

Кадр из фильма «Золушка», 1947 год

Кадр из фильма «Золушка», 1947 год

Кто снимался: Янина Жеймо (Золушка), Алексей Консовский (принц), Эраст Гарин (король), Фаина Раневская (мачеха), Василий Меркурьев (лесничий).

Интересные факты о съемках. Надежда Кошеверова снимала фильм в тандеме с Михаилом Шапиро (в те годы была распространена практика съемочной команды). Сценарий для сказки написал Евгений Шварц по просьбе Кошеверовой.

По одной из версий, режиссер сразу видела в главной роли польскую актрису Янину Жеймо, переживавшую личную драму после войны. Кошеверова увидела образ Золушки в несчастной подруге и сразу предложила ей роль.

Янине на момент съемок было 36 лет, что само по себе вызывало немало споров на худсовете. Сопротивление вызывала и кандидатура Консовского на роль принца (ему было уже 33), и эксцентричных Эраста Гарина и Фаины Раневской. Но Кошеверова отстояла всех.

На съемочной площадке не обходилось без эксцессов: операторская работа высвечивала настоящий возраст Золушки, Раневская долго не могла поймать роль и очень переживала. Кошеверова же, по словам Шварца, «только посмеивалась» и упорно делала все от нее зависящее.

Фильм планировали снимать в цвете, но из-за нехватки бюджета остались на черно-белой пленке, что оказалось кстати: цветное изображение тех лет быстро выцветало. А фильм был раскрашен уже в 2010 году.

Историки кино отмечают, что съемки и выход фильма пришлись на период ослабления государственного контроля — и это был удачный момент, определивший успех картины. Из Кремля пришла телеграмма, что «„Золушка“ является победой всей советской кинематографии», а за первый год в СССР ее посмотрело 18 миллионов человек.

Когда смотреть. Если хочется верить в чудо, а еще вспомнить любимые с детства фразочки, вроде «Я не волшебник, я только учусь» и «Крошки мои, за мной!». Смотреть лучше зимой или в состоянии тоски по детству — работает безотказно.

«Каин XVIII»: сатирическая сказка про атомную бомбу

— А что вы делали, когда вам было семнадцать?
— Казнил понемногу друзей, играл в серсо, жмурки, иногда папа доверял мне управлять государством.

Кадр из фильма «Каин XVIII», 1963 год

Кадр из фильма «Каин XVIII», 1963 год

Кто снимался: Эраст Гарин (Каин XVIII), Лидия Сухаревская (королева Власта), Светлана Лощинина (принцесса Милада), Михаил Жаров (военный министр), Рина Зелёная (иностранная гувернантка), Михаил Глузский (начальник королевской охоты), Георгий Вицин (палач).

Интересные факты о съемках. Этот фильм вновь стал совместным проектом Кошеверовой и Шапиро. Фильм снят по пьесе Евгения Шварца «Голый король», переработанной Николаем Эрдманом в сатирический сценарий «Два друга». Это сказка-памфлет, где главным оружием власти становится придуманный ученым комар-мутант, взрывающийся как атомная бомба. Главный герой — злой и трусливый король, символ тоталитарного режима, квинтесенция всех человеческих пороков. Есть версия, что в этом персонаже Шварц видел Гитлера. Лента содержит скрытые отсылки к Карибскому кризису. Ее антиутопический пафос режиссеры подали в виде гротескной притчи. Это один из редких примеров политической киносказки в СССР, съемки которой сами по себе были смелым решением.

На премьере фильма Никита Хрущёв как будто не заметил намеков на политику, зато очень возмущался юношами, переодетыми в женское платье.

Когда смотреть. Если хочется искать исторические параллели и удивляться, как абсурд может стать социальной сатирой.

«Старая, старая сказка»: тонкости взросления и настоящая любовь

— А как у тебя с деньгами, а?

— Это, бабуся, все нормально: мелких нет, а крупных никогда не было.

Кадр из фильма «Старая, старая сказка», 1968 год

Кадр из фильма «Старая, старая сказка», 1968 год

Кто снимался: Олег Даль (солдат и кукольник), Марина Неёлова (принцесса, совесть принцессы), Владимир Этуш (король и трактирщик), Георгий Вицин (волшебник), Вера Титова (ведьма).

Интересные факты о съемках. Фильм создавался по мотивам нескольких сказок Ганса Христиана Андерсена, и превращен в единый метафорический рассказ о взрослении, любви и выборе. В сказке две сюжетные линии: несостоявшийся союз кукольника и дочери трактирщика и счастливая история любви простого солдата и капризной принцессы с тяжелым характером.

Роль Олега Даля была предопределена за пять лет до съемок: Кошеверова хотела снимать его еще студентом в фильме «Каин XVIII», но не сложилось. А вот за Неёлову, которая была студенткой второго курса и не очень уверенно показала себя на пробах, Кошеверова сражалась в свойственной ей манере, поставив худсовету ультиматум: или девушка снимается, или они ищут другого режиссера. У Кошеверовой было удивительное чутье на актеров: роль стала для Неёловой судьбоносной, а за их тандемом с Далем зрители наблюдали с восхищением. На первых показах фильма в кинотеатрах даже ставили дополнительные стулья — это был безусловный успех.

Когда смотреть. Если хочется светлой грусти и романтики. Это не только история любви, но и фильм про свободу выбора, цену компромисса и ту самую встречу, ради которой стоит пройти все.

«Тень»: цена выбора и предательства собственного «я»

— Но оживить можно только хорошего человека.

— Значит, придется оживлять хорошего человека, хотя жутко не хочется.

Кадр из фильма «Тень», 1971 год

Кадр из фильма «Тень», 1971 год

Кто снимался: Олег Даль (ученый и его тень), Анастасия Вертинская (принцесса), Марина Неёлова (Аннунциата), Людмила Гурченко (Юлия Джули), Владимир Этуш (Пьетро), Георгий Вицин (доктор), Андрей Миронов (Цезарь Борджиа), Зиновий Гердт (министр финансов).

Интересные факты о съемках: Это первая экранизация культовой пьесы Евгения Шварца. Драматург написал ее еще в 1940 году, до войны. В 1956-м они с Кошеверовой задумывались о съемках, но по ряду причин проект откладывали. Однако Кошеверова была верна своим идеям, поэтому в 1972 году «Тень» все же вышла на экраны, да еще и со звездным актерским составом. Для Даля фильм стал вершиной его «сказочного» амплуа: он играет и благородного идеалиста, и его мрачное, обольстительное альтер эго.

Здесь тоже не все было гладко: пьеса комиссии не нравилась, но Кошеверова упрямо отстаивала свой взгляд, и после выхода картина быстро стала культовой.

Особенность фильма — мрачный, философский тон, резкие переходы от гротеска к трагедии. Это фильм о власти, гордыне, цене выбора и том, можно ли отдать часть себя, чтобы получить все.

Когда смотреть. Если хочется пощекотать нервы и не просто развлечься, а крепко задуматься. Картина очень глубокая, красивая и немного пугающая.

«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»: вера в людей и победа добра

Я телепат! Телепаю на расстоянии все, что надо и что не надо!

Кадр из фильма «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977 год

Кадр из фильма «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977 год

Кто снимался: Олег Даль (Иванушка), Елена Проклова (Настенька), Михаил Глузский (купец Марко Богатый), Татьяна Пельтцер (баба Варвара), Владимир Этуш («русский факир» Али-Баба Евстигнеев), Михаил Боярский (конокрад Фёдор), Мария Барабанова (Баба-яга).

Интересные факты о съемках. Сценарий написал Михаил Вольпин, автор множества советских сказок, — ему было уже под 80, но сюжет получился живой, с остроумными диалогами и актуальными аллюзиями. Конь Федя, герой одной из самых трогательных линий, погиб после съемок, и эту трагедию команда вспоминала с болью, особенно Олег Даль.

Кошеверова и здесь не изменила своему любимому актеру. Иванушка в исполнении Даля стал синонимом доброты, настойчивости и доверия к людям. Надо сказать, что отношения актера и режиссера складывались непросто: уже в «Тени» Даль был недоволен, что съемки проходят в павильоне и что многие острые сцены оказались вырезанными. Эта сказка стала экспериментом для Кошеверовой и была снята на природе, недалеко от Ленинграда, и Олег согласился на роль, потому что чувствовал, что сказки — это его стихия.

Когда смотреть. Если хочется вспомнить, зачем вообще нужны сказки. Этот фильм — и про любовь, и про совесть, и про то, как легко стать дурачком в мире, где хитрость ценится больше честности. Но если ты веришь в чудо — все получится.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике