Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
Пилот - перед тем как протаранить жилой дом: «Сына и жену я возьму с собой...».
Пилот - перед тем как протаранить жилой дом: «Сына и жену я возьму с собой...»

Владимир вместе с женой Ольгой. Фото: предоставлено родственниками Владимира Серкова.

Спустя 48 лет сестра летчика впервые раскрыла подробности ЧП в Новосибирске

8.16 утра, пятиэтажка на окраине Новосибирска. Тишину нарушает рев кукурузника: Ан-2 совсем низко кружит над районом, сбивает несколько антенн. На третьем круге набирает высоту и в 8.20 на всей скорости таранит стену здания. Раздается дикий грохот, дом охватывает пламя...

«Самолет ударился в стену между третьим и четвертым этажами первого подъезда. Двигатель отделился от борта и упал на лестничную площадку третьего этажа. Самолет был заправлен 800 литрами бензина. Топливо вытекло на лестничную клетку, воспламенилось и стекало вниз до первого этажа. Самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел» - так официально будет описана авиакатастрофа, произошедшая 26 сентября 1976 года на Степной улице, 43/1.

А если неофициально, то для жителей дома начался настоящий ад: испуганные люди прыгали из окон горящей пятиэтажки. Кому-то даже показалось, что началась война...

Лишился жизни не только сам пилот, 25-летний Владимир Серков. Пострадали еще 11 человек: из них пятеро погибли, в том числе трое детей. Четырехлетний Егор и его мама Маргарита Пушенко из квартиры № 10 получили сильные ожоги и умерли в больнице спустя несколько дней. Шестилетние братья Саша и Олег Тяпкины и их 25-летняя тетя Галина Дегтярева мгновенно погибли в квартире №12. Мама мальчиков не перенесла горя и через неделю скончалась от сердечного приступа. Но в сводки пострадавших при ЧП она не попала...

Разрушения из-за взрыва и пламени затронули два подъезда - около 30 квартир. В доме, как вспоминали местные жители, орудовали мародеры - тащили самое ценное...

Вскоре дом восстановили, и спустя почти полвека на нем нет никаких следов разрушений. А вот слухи о том, почему пилот протаранил пятиэтажку, ходят до сих пор. Спустя 48 лет после трагедии нарушила молчание двоюродная сестра пилота. Она связалась с «Комсомолкой», свое имя попросила не называть, но рассказала, что происходило в семье Владимира. Ее воспоминания публикуются в СМИ впервые.


Владимир Серков, фото 1971 года. Фото: предоставлено родственниками Владимира Серкова.

«За день до этого решили развестись»
- Отец Владимира Серкова был братом моей мамы, мы все часто общались. Сам Володя, мой двоюродный брат, был порядочным человеком. Матом не ругался, голос никогда не повышал. Даже вязать умел: у него имелась своя вязальная машина. Вязал для своей жены, сына Ванечки* - он его не Ваней, а Ванечкой называл (на момент трагедии ребенку было 4 года). И не стеснялся того, что вязание - «женское» занятие. Родные вспоминают, что с женой Ольгой* он дружил с 12 лет. - Ольга была тихонькая. Мама у нее была хорошим адвокатом. Девочку баловали. Владимир ее тоже опекал, относился к ней как к ребенку. Но иногда, когда приезжал из командировок, заставал в доме каких-то незнакомых мужчин. Ольга уверяла, что это очередной «двоюродный брат».

За день до трагедии они решили развестись. В очередной раз, когда Владимир приехал из командировки и увидел кого-то быстро убегающего из квартиры, сказал, чтобы жена не делала из него дурака. Собрал вещи, паспорт и ушел к родителям. Тогда они жили на улице Плахотного в коммунальной квартире.

Своей семейной драмой пилот поделился с братом.

- У Владимира было подавленное состояние, - продолжает рассказ родственница. - А среди ночи Сергей, его брат, увидел, что тот не спит, сидит и что-то пишет. Утром, когда Сергей проснулся, Владимира уже не было. Тот поехал на работу. Сел в самолет и поднялся в воздух, хотя вылета в это время не планировалось. Ему вслед по рации: «Вернитесь», а он: «Ищите меня в районе Станиславского». И отключил рацию.

Ольги, ее родителей и сына чудом не оказалось в квартире. Жертвами летчика стали другие жильцы хрущевки. А о причине безумного поступка родственники узнали из записки. Раньше о ее существовании не сообщалось. - После трагедии мы нашли в паспорте Владимира записку, которую он писал ночью. Там он со всеми попрощался, а в конце написал: «Меня не осуждайте. Ванечку и Ольгу я возьму с собой».

Коллеги Владимира, по словам его двоюродной сестры, сердились на неверную жену.

- Владимира еще не успели похоронить, а они заявили: «Ольге не жить!» Женщине пришлось вместе с сыном уехать из города.

Вернулась она в Новосибирск, когда Ваня уже оканчивал школу. Никаких комментариев о трагедии женщина никогда не давала.

Впрочем, есть и другая версия. Ревность Владимира подпитывало не реальное поведение жены, а начавшая обостряться нервная болезнь. Соседи рассказывали: мол, Серков часто срывал гнев на близких, распускал руки. Закончилось тем, что Ольга забрала сына, переехала к родителям в тот самый дом на Степной, 43/1. И запретила Владимиру видеться с ребенком.

Могли ли остановить летчика?
Этим вопросом после авиакатастрофы задались многочисленные комиссии, расследовавшие ЧП. Что происходило в аэропорту Северный за считаные часы до трагедии, удалось восстановить по минутам.

25 сентября Серков дополнительным рейсом прибыл на базу в Новосибирск после командировки в Барабинск, планируя вернуться обратно. Готового плана вылета у него не было, он сделал заявку на 26 сентября на 10 утра по новосибирскому времени. Потом отправился к дому тещи, куда перебрались Ольга с сыном. Говорят, он увидел Ольгу с соседом и ударил ее. Женщина попыталась укрыться в квартире своих родителей, но ссора продолжилась и там: Владимир избил жену. Остановился лишь тогда, когда в потасовку вмешалась мать Ольги. После скандала пилот пошел в квартиру своих родителей.

В аэропорт Владимир явился в 7.15 утра 26 сентября.

- Ранний визит никого из сотрудников не мог насторожить. Пилоты часто приходят задолго до вылета, чтобы поработать с летным регламентом, подготовиться к полету, это абсолютно нормально, - объяснил заслуженный пилот России, бывший член комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник.

За 2 часа 45 минут до заявленного времени вылета Серков прошел медицинский контроль. Фельдшеру он предъявил оперативное задание, был абсолютно трезв. И получил допуск к полету.

За 2 часа 34 минуты летчик получил судовые документы. И за 2 часа 10 минут до заявленного времени вылета дежурный, который знал пилота и видел план полетов, выдал ему ключи.

Серков запросил разрешение отогнать самолет на стоянку летного отряда. Диспетчер разрешил, но, подрулив к стоянке, пилот развернулся в сторону летного поля и взлетел (самолет Ан-2 допускает управление без второго пилота).

На вопрос диспетчера «Вы куда?» и последующие вызовы Серков не отвечал, а потом передал: «Ищите меня по улице Степная, дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков», - и повторил еще раз это же сообщение (именно оно значится в официальных документах об аварии). Больше на связь он не выходил.

Уже во время следствия стало известно: Владимир мучился от сильных головных болей. Еще в 1974 году он упал с кедра, когда ходил в лес, а в 1975-м его вытолкнули из автобуса, мужчина снова упал и ударился. Свои постоянные головные боли и то, что, по версии следствия, у него ранее был эпилептический припадок, Владимир скрывал, чтобы не лишиться места в летном отряде.

- Летчики и сейчас медкомиссии не особо любят, ведь при малейшем отклонении в здоровье их списывают. Поэтому не говорят о своих жалобах, чтобы дополнительные обследования не выявили медицинские проблемы, - объясняет Юрий Сытник.

ВОПРОС – РЕБРОМ

Наказали ли кого-то за авиакатастрофу?

- Летчик погиб. Официальной информации о том, что наказали кого-то на аэродроме, нет, - сообщил историк и краевед, научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Возникает еще один вопрос: изменился ли после этого ЧП контроль за летчиками?

- Помню, когда я еще в летном училище учился, говорили об этой трагедии. После нее стали строже контролировать допуск к стоянке самолетов на аэродроме. Тщательнее начали проверять, действительно ли пилоту предстоит полет, - рассказал «КП» бывший военный летчик, майор в отставке, пилот гражданской авиации Виталий Соколовский. - Ну и конечно, за здоровьем пилотов следить стали более пристально.

*Имя изменено.

Читайте на WWW.NSK.KP.RU

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике