
Как будущие советские звезды Олег Табаков и Вячеслав Невинный в 1959 году снимались в первом ретродетективе СССР «Испытательный срок» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1923 год. Зайцева и Егорова по комсомольской путевке направляют на работу в угрозыск. Они должны пройти испытательный срок. Почти сразу выясняется, что произошла ошибка: по штатному расписанию есть только одна свободная ставка оперативника. Поэтому трудиться останется тот, кто ярче проявит себя на стажировке.
После опалы
Будущий писатель-самородок Павел Нилин не оканчивал школы, не получил никакого официального образования. Грамоте его обучила мать, работавшая воспитательницей и педагогом в детском доме. В начале 1920-х, когда Павлу было 17 лет, он трудился в уголовном розыске в маленьком городке под Иркутском. Параллельно писал заметки в местную газету «Власть труда». С 1927 года полностью перешел на журналистскую работу. Сотрудничал с разными изданиями в Самаре, на Донбассе. В начале 1930-х приехал в Москву. Его статьи с удовольствием публиковали редакторы «Гудка», «Известий», журнала «Наши достижения».
В 1936 году Нилин, используя донбасский опыт и впечатления, написал роман «Человек идет в гору», по которому создал сценарий ленты «Большая жизнь» (1939). Перед войной она стала кинохитом. Однако вторая часть картины, снятая в 1946-м, не понравилась Сталину. Ее запретили к показу. Автора перестали публиковать. Пресса разорвала с ним все отношения. Лишь после смерти вождя в 1953 году все вернулось на круги своя. Публикации возобновились, а в 1956-м постановщик Константин Воинов снял картину по повести Нилина «Две жизни».
Стоит вспомнить, что по сценарию Павла в 1964 году на «Беларусьфильме» Виктор Туров снял драму «Через кладбище». В 1994-м по решению ЮНЕСКО она была включена в список 100 лучших лент о войне.
Задолго до этого, в 1955-м, литератор решил вспомнить молодость, в которой трудился стражем порядка, и написал повесть «Испытательный срок» о работе в УГРО. Спустя четыре года создал по ней сценарий, отнес его на «Мосфильм». Редакторы посчитали материал слабым. Это показалось странным, поскольку повесть пользовалась популярностью и читалась на одном дыхании. Они обратились к сценаристу Игорю Болгарину, который позже стал известен по сериалу «Адъютант его превосходительства» (1969). Предупредив Нилина, он рьяно взялся за переработку произведения в новый сценарий. Даже обратился к другу, заместителю начальника МУРа Игорю Скорину. Тот позволил бывать на задержаниях преступников и планерках, где обсуждали разные дела.
В качестве режиссера пригласили постановщика старой школы Владимира Герасимова. Он еще в 1920-е снимался в немом кино. Этот опыт был важен для работы над ретродетективом, ведь события в ленте происходят именно в ту эпоху.
Из одной обоймы
В конце 1950-х самым модным театром в Москве стал «Современник». Труппа вначале была небольшой. На кинопробы режиссер пригласил всех актеров коллектива и худрука. Так Олег Ефремов на экране стал старшим оперуполномоченным Ульяном Журом, а О. Табаков — одним из испытуемых, Сашей Егоровым.
В. Невинный работал в МХАТе, дружил с Табаковым, который и привел его к Герасимову. Но, когда артиста утвердили на роль еще одного испытуемого, Зайцева, он засомневался. Во-первых, ранее не снимался в кино. Во-вторых, по сценарию волосы требовалось покрасить в рыжий цвет. Невинный не понимал, как в таком виде будет на сцене театра играть свои роли. Молодая жена сказала ему: «В театре наденешь парик. Иди снимайся. А то вечно без денег сидим».
Еще одну актрису «Современника», Татьяну Лаврову, позвали исполнить роль Вари. Ее мать Галина Пышкова была оператором-постановщиком фильма.
Статному Евгению Урбанскому доверили образ начальника УГРО.
В картине снялись артисты, ставшие известными позже. Например, Борис Новиков сыграл одного из сотрудников милиции, а Альберт Филозов — комсорга. Но последнего даже не упомянули в титрах.
Ленинца отчитали
Ретрофильмы требуют большой внимательности от художников, костюмеров, декораторов. За 35 лет, которые прошли с момента событий, описанных в сценарии, Москва сильно изменилась. Правда, на Пречистенке и Покровке еще оставалась патриархальная Белокаменная с пыльными булыжными мостовыми, избами, особнячками, перекошенными заборами. Там отсняли все натурные кадры. Естественно, приходилось перекрывать движение транспорта, ограждать тротуары, чтобы в объектив не попали люди в современных нарядах, машины, которых в 1920-х не существовало, вывески в новом стиле. Требовались обшарпанные серые дома, фигуры людей в тужурках и телогрейках, толпящихся в очередях за хлебом и сахарином, уличная торговля. Все это обеспечивала постановочная группа.
На площадке работал и лингвист — лексикон горожан в 1920-е годы сильно отличался от послевоенного.
Табаков и Невинный трудились много и тщательно: ездили верхом на лошадях, участвовали в погонях.
А вечером после сложных съемок Олег Павлович шел с Ефремовым на ночные репетиции спектакля в «Современник». Все были молоды, полны сил.
Е. Урбанский во время кинопроцесса закрутил бурный роман с Татьяной Лавровой. Ее мама устроила женатому мужчине прилюдный разнос с претензиями и обвинениями в аморальном поведении. Курьез заключался в том, что актер, в те минуты одетый в китель с красным бантом, вот-вот должен был произнести в кадре речь верного ленинца.
Картину снимали на немецкую цветную пленку. Но для полного ощущения атмосферы 1920-х в прокат ее выпустили в черно-белом варианте. Такое было вполне возможно технически. В первый год проката (1960) ленту посмотрели более 20 млн человек. Цветную версию показали лишь в 1990-е по ТВ. И это вызвало новую волну интереса к фильму.