Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
О чём забывают, говоря про кокошник.
О чём забывают, говоря про кокошник

Когда речь заходит о традиционных головных уборах, на ум многим сразу приходит кокошник. Однако стоит отметить, что существует множество других типов головных уборов, и не всегда то, что мы считаем кокошником, действительно им является. Более того, на старинных картинах и фотографиях нередко бывает сложно точно идентифицировать головной убор, если нет возможности рассмотреть его с разных ракурсов. Например, есть работа неизвестного художника, известная под названием «Крестьянка в кокошнике». На самом деле, это может быть совсем не кокошник. Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.

О чём забывают, говоря про кокошник

Неизвестный художник. «Крестьянка в кокошнике».Русская школа. XIX век

Когда речь заходит о головных уборах, следует отметить их разнообразие. В зависимости от региона один и тот же аксессуар мог иметь различные конструктивные особенности и носиться под разными названиями. Однако общее для всех головных уборов крестьянских девушек было то, что они оставляли открытой макушку и косу, которая нередко становилась предметом гордости и свидетельствовала о здоровье (даже делали фальшивые косы). Замужние женщины, напротив, покрывали волосы.

О чём забывают, говоря про кокошник

Н. А. Ярошенко

Наиболее распространенным головным убором был простой платок, который носили как замужние женщины, так и девушки. Девушки могли просто накидывать платок или косынку, не пряча полностью волосы и не убирая косу. Некоторые довольствовались платками из домотканого материала, которые выбеливали и украшали вышивкой или принтом, а в 19 веке многие предпочитали изделия из ситца. Красный цвет был самым любимым, а синий - наиболее доступным.

Интересно, что многие казачки предпочитали кружевные платки. В 19 веке в некоторых регионах стало популярным плетение кружев, а во второй половине века появились недорогие фабричные кружева. Социальный статус казака был выше, чем у крестьянина, и казачки таким образом показывали, что они не «какие-то мужички» в простых платках. Они либо шили кружевные, либо добавляли кружевные отделки. Вышивка на платках казачек встречалась редко.

Замужние женщины иногда носили по два платка. Под первый платок, обычно с мелким узором или чисто белый, убирали волосы. Второй повязывался поверх, так чтобы его край был виден на лбу, подчеркивая лицо. Существовали разные способы ношения платка: чаще всего замужние женщины завязывали концы на затылке или, скрестив их под подбородком, оборачивали вокруг шеи и завязывали сзади. Девушки и пожилые женщины предпочитали завязывать платки под подбородком.

С. А. Антонов "Девушка, ощипывающая цветок" (1842) ГРМ

Одним из самых доступных украшений для девушек была лента, вплетённая в косу. Во многих регионах лента, вплетённая по всей длине косы, означала, что девушка на выданье; если она вплетена в половину косы - это означало, что девушка уже просватана, а замужние женщины обычно не носили ленты. Иногда концы кос украшали бантами.

Концы кос также могли украшаться косником - треугольником из красивой ткани, украшенным вышивкой. Замужние крестьянки носили две косы, которые прятали под головным убором.

Девушка в венке. 1903. Калужская губ

Встречались также венки из цветов, как натуральных, так и искусственных. Их иногда делали из воска, но чаще всего использовали плотную, ярко окрашенную и хорошо прокрахмаленную ткань. Цветы прикрепляли к металлическому или берестяному ободку на тонких проволочках. К цветам добавляли перья, бусы и ленты. Такие венки были популярны в южных регионах России и Украины. Изначально они использовались на всех праздниках, а в начале 20 века в основном носились невестами и девушками, участвующими в торжествах.

Другим вариантом были повязки на голову. Повязка представляла собой полосу ткани (шелка, бархата, парчи, кумача) с подкладкой шириной от 5 до 25 см и длиной около 50 см. Форма держалась за счёт основы из простёганного холста или картона. Повязку надевали на темя или лоб и завязывали на затылке под косой. Это был праздничный головной убор, который носили в особые дни: на святочные посиделки, гулянья, на Троицу или на девичник.

Ярмарка невест в Емецке

Сохранились интересные свидетельства о ярмарке невест в Емецке в Архангельской губернии, куда съезжались девушки и юноши, чтобы найти пару. Современники отмечали, что головной убор на ярмарке стал социальным маркером. Девушки из обеспеченных семей носили повязки и их называли повязочницами, в то время как бедные могли позволить себе только простые ситцевые косынки и их называли косыночницами.

Венец конца XVIII-нач. XIX века из собрания Метрополитен-музея (Нью-Йорк), вид спереди и сзади

Венец – это еще один праздничный и свадебный головной убор для девушек. Обычно венец представлял собой неширокий обруч из луба или бересты, обтянутый тканью и украшенный бумажными цветами, перьями, бусами или стеклом. Венец надевали на лоб и завязывали сзади. К венцу прикрепляли широкую полосу парчи или шелка, что прикрывало косу и спускалось чуть ниже лопаток.

Южнорусский венец, село Ивот Орловской губернии (ныне Брянская область)

Такие венцы получили распространение в южных губерниях России и в Тобольской губернии.

Д. Г. Левицкий. Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника. 1785

Существовали венцы и другого типа, которые были шире, вырезались из бересты или картона, проклеивались холстом. Их поверхность могла быть ажурной или сплошной, с зубчатым верхним краем, как говорили крестьяне, «с городками». Такие венцы могли быть сердцевидными или полуовальными с высокой передней частью. Лицевая сторона венца украшалась жемчугом, бисером, драгоценными камнями и другими элементами. Изнаночную сторону обтягивали тканью, и венец обычно закрепляли на повязке из парчи. Дополнительным украшением могла служить бисерная поднизь или широкая полоса парчи, которая спускалась по спине девушки до лопаток. Венцы «с городками» были распространены на севере России: в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губерниях и некоторых деревнях Санкт-Петербургской области. В конце XIX века венец стал головным убором невест.

Замужние женщины часто использовали составные головные уборы. В качестве нижнего слоя служил повойник (от слова «повивать») – мягкая шапочка, полностью скрывающая волосы. Повойник был нижним слоем, поверх которого в повседневной жизни надевали платок, а по праздникам – кокошник. Ходить в одном повойнике считалось неприличным.

Тихвинская женщина в повойнике (1831 г.), фрагмент рисунка Фёдора Солнцева

Повседневные повойники изготавливались из недорогих тканей, таких как холст, ситец и сатин, в то время как праздничные шили из более дорогих материалов и украшали вышивкой, бисером и стеклярусом. Повойники обычно имели круглый или овальный верх с нешироким околышем. Встречались также модели, сделанные из одного куска ткани, собранного на темени.

«Девушка с Подолья ок. 1800 г., Василий Тропинин

Надетый повойник затягивался сзади тесьмой, он плотно сидел на голове. Другие названия повойника – волосник, сдериха, подубрусник и шамшура. На территории Украины аналогичную функцию выполнял чип, он же очипок.

кика

Кичка с рогами. Скопинский уезд Рязанской губернии. 1900-е

Родственницей повойника была кика, или кичка, которые носили в основном в Тульской, Рязанской, Калужской и Орловской губерниях. Кикой называли как нижнюю часть головного убора, так и весь составной головной убор в целом. В отличие от повойника, кика была жесткой и имела характерную форму, иногда с рогами.

сорока

сорока

На нижний слой кики могла надеваться сорока. Сороки имели множество форм в зависимости от региона. Сзади находилась широкая полоса ткани – позатыльник. Обычно наиболее нарядные сороки носили молодые женщины в первые годы брака. Часто это была самая богато украшенная и дорогая часть гардероба, которую очень берегли и надевали только по праздникам.

Петр Дрождин. «Портрет купчихи в кокошнике» (1796)

Кокошник – это праздничный головной убор замужних женщин. Его название произошло от слова «кокошь» – «курица». Другие названия – кокуй, кукуйник, кокошница. Изготавливался он на твердой основе из нескольких слоев холста или картона, обтянутых дорогой тканью и богато украшенных вышивкой и бисером. В отличие от девичьих головных уборов, кокошник полностью скрывал волосы, включая макушку. Поверх кокошника могли накидывать платок, шаль или фату. Существует несколько видов кокошников по форме.

Виктор Васнецов. «Портрет В. С. Мамонтовой» в однорогом кокошнике, 1884

Однорогий кокошник обычно имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Эти головные уборы были распространены в центральных губерниях России, таких как Владимирская, Костромская и Московская.

Девушка в двурогом кокошнике с фатой, 1900-е гг.

Константин Маковский. «Боярышня у окна»

Двурогий кокошник – это головной убор с мягкой задней частью и высоким твердым очельем, который мог принимать форму равнобедренного треугольника или полумесяца. Размах очелья иногда достигал 60 см.

Абрам Клюквин. «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке», начало XIX века

Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью, украшался золотошвейной вышивкой или «шишками», которые символизировали культ плодородия.

Алексей Венецианов. «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой» в кокошнике в виде цилиндрической шапки с плоским дном с платком, 1828

Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

В 15-17 веках кокошник был атрибутом состоятельных женщин, боярынь и цариц. У крестьянок он встречался редко, так как они чаще носили сороки. После реформы Петра I кокошники стали атрибутом богатых крестьянок и купчих. Многие купцы были выходцами из крестьян, поэтому на портретах купчих женщины часто изображены в традиционных головных уборах.

Парадный наряд фрейлин Её Императорского Величества. Из альбома «Придворные дамские наряды», Высочайше утверждённого в 1834 году.

При Николае I стилизованный кокошник стал частью придворного платья. Во второй половине 19 века возродился интерес к народному костюму, и кокошники стали появляться в рекламе. Женщины начали заказывать портреты в народных костюмах, а художник Константин Маковский создал обширную коллекцию старинных предметов для написания портретов девушек в образах боярынь.

И это далеко не все возможные головные уборы.

Часть информации взята из:

Федосюк Ю. "Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века"

Шангина И. И. "Русский традиционный быт. Русский костюм 18 - начала 20 века"

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике