Официальный сайт Администрации Павловского района
Павловск Алтайский край
Бескозырка.
Бескозырка

Фуражка-бескозырка — специфический головной убор матроса — была рождена особенностью морской службы на парусном флоте. В те давние времена матросы носили длинные волосы, и для того чтобы они во время работы не мешали, стали повязывать их ленточкой или тесемкой.

Надписи на бескозырках с именами судов ведут свое начало с XVIII века. Впервые они появились на морских шляпах (именно шляпах с большими загнутыми вверх полями и высокой тульей) в Голландии, в Амстердамском мореходном училище, основанном в 1785 году. Его питомцы имели две формы: рабочую и выходную. В комплект последней как раз и входила эта шляпа. На ленте цвета моря была надпись «Училище». Матросы русского флота до введения бескозырок также носили шляпы. Одним словом, современная матросская бескозырка приобрела свой внешний вид далеко не сразу.

С момента введения матросского обмундирования и по настоящее время головные уборы матросов менялись неоднократно. С 1711 года, например, носились различного рода шляпы. Так, например, в петровские времена головным убором русского моряка служила зеленая шляпа с полями, которая ничем не отличалась от обычной крестьянской шляпы того времени.

Первые фуражки-бескозырки (фуражечные шапки) были введены в русском флоте в 1811 году. Это были темно-зеленые фуражки-бескозырки с околышем, тульей и белой суконной выпушкой.

В 1834 году на околышах матросских фуражек для нижних чинов ластовых и рабочих экипажей наносились номера экипажей, а в 1844 году на околышах нижних чинов военно-морского флота — надписи номеров рот.

Кроме бескозырок, в 1855 году были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы, или кокарды. Через два года эту фуражку заменили круглой широкополой клеенчатой лакированной шляпой, на которой впервые в русском флоте появились ленты. Таким образом, с 1857 по 1872 год нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме — круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 года специальным приказом генерал-адмирала уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. Надписи делались золотыми.

В 1874 году появилась новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой, черными лентами и названием кораблей или номером экипажа на них.

С 8 июля 1878 года матросы гвардейского экипажа Черноморского флота, а также команды кораблей других флотов, укомплектованные личным составом гвардейского экипажа, на бескозырках носили черно-оранжевые георгиевские ленты. Общая длина ленты достигала 140 сантиметров. Лента служила (да и теперь служит) также для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром.

Уместно отметить, что почти все элементы матросской формы — рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек — были заимствованы в основном в Голландии и лишь бескозырка — чисто русское изобретение. Ее внешний вид нашли красивым, привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всем мире.

В 1921 году был утвержден образец обмундирования для советских военных моряков. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям — стали несколько уже околыши и канты, а вместо названий кораблей на лентах появились названия флотов.

В настоящее время ленты на бескозырках моряков Военно-Морского Флота — черные и черно-оранжевые (гвардейские). Последние выдаются личному составу кораблей и частей, удостоенных гвардейского звания.

По объективным причинам Россия обзавелась собственные военно-морским флотом позже морских держав Западной и Северной Европы. Становление русского флота началось при дедушке Петра I – царе Алексее Михайловиче. Данный процесс был неразрывно связан с устремлением Российского царства закрепиться на Балтике, которая, по сути, была европейскими «Карибами» с точки зрения морской торговли. И как это было на любом другом флоте мира, первоначально никакой учрежденной свыше формы у моряков не было.
 

Использовались кивера. /Фото: informpskov.ru.

Использовались кивера.



Начиная с Петра I русские матросы по большому счету носили что попало, лишь бы было удобно и практично, ничем не отличаясь в этом отношении от своих западных коллег по ремеслу. Основным головным убором на флоте не в офицерской среде в XVIII веке была обычная шляпа с полями. Русские головные уборы отличались по форме от европейских, однако не отличались по своей сути. Чаще всего это были те или иные вариации крестьянских головных уборов. Шляпа с полями была крайне полезна для защиты головы как от летнего солнца, так и осеннего ливня. Однако, она была совершенно не удобна как при работе на мачтах, так и при работе в трюме. Постепенно на европейский манер шляпы с полями превращались в треуголки.
 

Фуражки появились в XIX веке. /Фото: Pinterest.

Фуражки появились в XIX веке.



Флотской моды в матросской среде царская рука коснулась только в конце XVIII столетия в бытность императора Павла I, сына Екатерины II. Напомним, что самого Павла убьют офицеры в ходе заговора 24 марта 1801 года. Тем не менее, именно при Павле I на флоте впервые попытались ввести единый для всех моряков головной убор. Им стала гренадерская шляпа. Правда, в силу своей непрактичности долго на флоте она не задержалась и уже в начале XIX столетия на смену ей пришел кивер. Хотя и гренадерская шляпа, и кивер смотрелись крайне пафосно и красиво, оба головных убора только мешали матросам выполнять их служебные обязанности. Нелестно о царском видении вопроса отзывались и русские адмиралы, например, кивер неоднократно критиковал командующий Черноморского флота Федор Федорович Ушаков.
 

В итоге появилась бескозырка. /Фото: chiefandsheriff.ru.

В итоге появилась бескозырка.




 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie