Вот интересно, как много барнаульцев знало о существовании Барнаульского сереброплавильного завода два-три года назад? То есть до тех пор, пока не поднялась шумиха со строительством на его территории торгового центра, с проведением "Субботников на Спичке", пока не начали водить экскурсии на эту территорию. Думаю, что не очень много, учитывая общее число проживающих в Барнауле.
Так или иначе, но общественность сумела обратить внимание на эту территорию и приостановить процесс разрушения комплекса. Однако всего в полусотне километров от Барнаула находится другой Сереброплавильный завод - Павловский. Его история не менее богата, но повезло ему гораздо меньше, чем его старшему брату из краевой столицы. Сегодня, на примере Павловского завода, мы посмотрим, какая судьба может постигнуть и наш Сереброплавильный завод, если в скором времени не начнётся его реставрация.
История Павловского сереброплавильного завода берёт своё начало в середине XVIII века, когда вместо закрывшегося Колыванского завода были срочно возведены два новых - в Павловске и Сузуне. Павловский завод был построен в 1763-1764 годах, имел 22 плавильные печи, а название своё получил по случаю рождения будущего императора Павла.
Металлургические заводы того времени были предприятиями вододействующими: водяные колёса приводили в действие меха, подававшие дутьё в домны, в кричные горны и шахтные печи для плавки серебряных и медных руд. От вододействующих колёс работали молоты и свёрла. На заводах преобладал ручной труд. Заводские печи работали исключительно на древесном угле, хотя в XVIII веке было известно несколько месторождений каменного угля.
В первой половине XIX века техника и технология выплавки серебра по сравнению с XVIII веком существенно не изменились, промышленный переворот не затронул алтайских предприятий "Кабинета Ея императорского величия". Поэтому, несмотря на увеличение числа рабочих на Алтайских предприятиях, выплавка металлов значительно сократилась.
После отмены крепостного права алтайские заводы, не выдержав конкуренции с капиталистическими предприятиями, быстро пришли в упадок. Павловский завод был закрыт в 1893 году.
После закрытия завода в его зданиях размещались различные предприятия, со временем большинство строений было демонтировано. В советское время в сохранившемся корпусе располагалось училище, в 1980-х годах – Комбинат бытового обслуживания. К 90-м годам прошлого века из всего комплекса сохранились только плотина и производственный корпус. В 1990 году здание было передано в собственность кооператива "Треабилин". До 1999 года в бывшем производственном корпусе работала мельница и зернодробилка. С конца 1999 года остатки заводского комплекса оказались заброшены.
В таком виде производственное здание вошло в XXI век. У нас часто ругают 90-е годы, однако утрата большинства памятников архитектуры произошла именно в первом десятилетии наступившего века. Остатки комплекса бывшего Павловского завода были в буквальном смысле брошены на произвол судьбы. Не помогли ни статус памятника культурного наследия, ни так называемая "государственная охрана"...
А теперь просто посмотрите в каком виде единственное уцелевшее здание комплекса находится сейчас. О каком наследии теперь говорить? Это просто руины. Листайте дальше и наблюдайте фактическое отношение государства к собственной истории.
Стоит обратить внимание, что заводской пруд в Павловске был сохранён, в отличие от барнаульского, спущенного 90 лет назад.
В 1970-1972 годах была произведена реконструкция плотины заводского пруда.
Так она выглядела до реконструкции.
А так после реконструкции.
Вот несколько фотографий её современного состояния.
Современные снимки были сделаны несколько лет назад. В настоящее время состояние завода, де-факто давно ставшего руинами, явно не улучшилось. По сути, мы потеряли ещё один уникальный промышленный комплекс XVIII - XIX веков. Хотя этот комплекс как место откуда начинался Павловск мог бы стать точкой притяжения для туристов. Взять, к примеру, Сузунский завод. Его худо-бедно отреставрировали и турпоток понемногу наладился. Даже несмотря на удалённость от основных автомобильных трасс.
Ситуация с Павловским заводом - наглядная демонстрация того, что может произойти с барнаульской "Спичкой", если не сберечь комплекс от разрушения и варварского отношения современных застройщиков. Ярчайший пример последнего - ситуация с бывшим Ликёро-водочным заводом на Комсомольском проспекте. Пока у нас есть живая история и общий культурный код, мы можем считать себя полноценным обществом. Как только утратим память о прошлом - потеряем себя. И пока что мы как раз на пути к самозабвению. Однако ещё не поздно изменить ситуацию к лучшему. И начать стоит с осознания собственной роли в сохранении исторического наследия.
Благодарю за внимание!