
Питбайки, скутеры и мопеды в последние годы стали особо популярны среди подростков. Воспринимается эта мототехника как «взрослый», но безопасный аналог велосипеда. И зачастую родители сами покупают детям питбайк или мопед. Особенно много юных водителей в деревнях и селах: движение там не столь плотное, а сотрудники ГИБДД появляются не так часто. Катайся — не хочу. Но нередко оборачивается такое увлечение трагедией.
На Алтае подростки на мотоциклах поехали купаться на речку и попали в ДТП
23 июня в селе Черный Ануй Усть-Канского района произошло ДТП с участием двух подростков-мотоциклистов. Об этом сообщили в пресс-службе МВД Республики Алтай.
Известно, что авария произошла в 19 часов вечера на Центральной улице неподалеку от дома №24.
По данным регионального ведомства, 13-летний местный житель на мотоцикле «Рейсер РЦ 200» не выдержал безопасное расстояние на дороге и врезался в мотоцикл «Рейсер РЦ 150» под управлением 15-летнего жителя села Турата, который ехал впереди.
После столкновения виновник аварии скрылся с места происшествия, однако позже был разыскан инспекторами ГАИ.
В результате ДТП 15-летний мотоциклист получил травмы и был доставлен в Усть-Канскую районную больницу. Также помощь медиков понадобилась и 13-летнему пассажиру мотоциклу «Рейсер РЦ 200». Госпитализация пострадавшим не потребовалась.
Правоохранителям удалось установить, что оба транспортных средства принадлежат родителям, а подростки взяли мотоциклы, чтобы поехать купаться на речку.
В настоящее время решается вопрос о привлечении их к ответственности за передачу управления транспортным средством лицам, заведомо не имеющим такого права, а также за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
«Угнал, мы не разрешали»
Недавно в ДТП в Нижнетавдинском районе (Тюменская область) погиб 13-летний школьник из Тюмени. Трагедия произошла на лесной дороге у поселка Караганский, где столкнулись автомобиль «ГАЗон Некст» и мопед «Альфа».
По предварительной информации, юный водитель на мопеде на извилистом участке дороги выехал на встречную полосу.
«Возможно, он обгонял питбайк, который ехал в паре с мопедом. 13-летний пассажир мопеда погиб, а водитель госпитализирован с переломом ноги», — сообщило региональное ГИБДД.
С начала сезона в регионе случилось немало ДТП с несовершеннолетними водителями мототранспорта. Несмотря на рейды сотрудников ГИБДД, пресечь это опасное увлечение не получается. Причин тому несколько и, пожалуй, самая существенная — поддержка родителей.
«Мамы и папы сами покупают подросткам мопеды и питбайки. Для них это способ подчеркнуть свой достаток, ведь стоит такая мототехника немалых денег, а ездят дети далеко не на „убитых“ транспортных средствах. Даже если ребенок сам накопил денег, покупает мопед или питбайк он с согласия родителей, — говорит тюменка Ирина Соколова. — Летом мы живем за городом, я лично вижу, как с каждым годом юных гонщиков становится все больше и больше, катаются они группами, многие не соблюдают правил дорожного движения. Пару раз некоторые из них попадали в ДТП, к счастью, обошлось переломами. Родители, приехав на место аварии, включали „дурачка“ и рассказывали сотрудникам полиции, что якобы дитя угнало технику, а они, конечно, не разрешали ему кататься. Но местные жители прекрасно знают, что родители сами купили сыночку или дочке этот мопед».
За руль с 16 лет
Сотрудниками дорожной полиции юных мотогонщинков не испугать. Как рассказал один из них корреспонденту tmn.aif.ru., прежде чем выехать на «покатушки», они отслеживают в специальных чатах, нет ли в их населенном пункте сотрудников ГИБДД.
«Там можно спросить: „Чисто на дорогах?“ Водители пишут по обстановке. Если говорят, что в нашу сторону едет экипаж, пережидаем. Уедут — выезжаем кататься. Полицейские еще никогда нас не останавливали», — хвастается юный питбайкер.
Опасаться подросткам есть чего — прав на управление у подавляющего большинства из них нет. Получить заветный документ можно еще до совершеннолетия, но только определенной категории — А 1.
Права на управление мотоциклами делят на две категории: А и А1. В первую категорию входят стандартный мотоцикл, чоппер или спортбайк, такую технику можно водить только с 18 лет. К категории А1 относится двухколесная техника помельче: питбайки, мопеды или скутеры, права на этот мототранспорт можно получить с 16 лет.
Заведующий лабораторией кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Анатолий Писцов рассказал, что в Тюмени обучить езде на мотоцикле может почти любая автошкола, причем этот процесс мало чем отличается от сдачи на права категории B.
«Особенность лишь в одном. Будущие мотоциклисты сдают исключительно автодром и на экзамен в город не выезжают. По моему мнению, от такой системы страдает качество и безопасность езды, так как подготовительных часов вождения у них гораздо меньше», — отмечает Анатолий.
Обучение правам категории А1, позволяющим легально колесить на питбайках и мопедах, обойдется родителям примерно в 13 тысяч рублей и займет примерно 1,5 месяца. Теорию можно будет проходить как очно в автошколе, так и в онлайн-режиме, на практику предусмотрено 18 часов. На время отработки вождения юным мотоциклистам выдадут бесплатную защитную экипировку.
Как избежать трагедий?
Несмотря на то, что юные мотоциклисты считают себя членами мотосообщества, истинные байкеры подростков в свои ряды принимать не торопятся. Представитель мотоклуба Marsians MCC Антон Игнатов объясняет, что юные мотоциклисты портят репутацию всего сообщества. Обыватели, замечая нарушителя правил ПДД на байке, не разбираются, кто за рулем, и гребут всех под одну гребенку: мотоциклисты — нарушают правила, создают угрозу ДТП.
«Мне, как мотоциклисту, это не нравится, потому что такая беспечность подростков бросает тень на все наше сообщество», — говорит Антон.
Председатель Союза отцов Тюменской области Максим Шереметьев отмечает, что дети прекрасно осознают, что нарушают правила, ездят без прав. Но «бубнеж» взрослых и «чтение морали» вряд ли заставят их одуматься.
«Я сам был подростком и прекрасно понимаю бунтарские настроения молодых ребят. В них бушуют юношеский максимализм и отрицание всего. Поэтому профилактические беседы с сотрудниками полиции в школах зачастую оказывают обратный эффект. Юные водители воспринимают попытки их „перевоспитать“ или что-то объяснить в штыки», — объясняет Максим.
Принцип «не можешь победить — возглавь», возможно, поможет внести порядок в опасное увлечение. Председатель Союза отцов Тюменской области предлагает совместно с общественными организациями создать для молодых байкеров специальные места для катаний.
«Если в этом есть потребность, можно через социальные проекты организовать такие площадки», — отмечает эксперт.
Также Максим Шереметьев считает необходимым создать образовательные программы для родителей, на которых мамам и папам буду объяснять опасности вождения подростками мототехники. Кстати, за «покатушки» детей без прав и ДТП с их участием отвечать придется родителям. Им придется заплатить штрафы за нарушение правил дорожного движения их чадом и управление им транспортным средством без прав.
Но, что бы ни придумали общественники, в первую очередь ответственность за детей несут мамы и папы. Пока самые близкие люди не осознают последствий опасного хобби и не перестанут поощрять катания детей, покрывать их перед сотрудниками полиции, искоренить проблему не получится.
Число погибших и пострадавших в ДТП с мопедами возрастает с каждым месяцем
Среди пострадавших в авариях в основном подростки. Они нарушают правила дорожного движения, выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.
Резко возросло количество погибших и травмированных водителей скутеров, мопедов и прочей техники, на которую не требуются права.
Среди пострадавших в авариях в основном подростки. Они нарушают правила дорожного движения, выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.
Только за полгода количество таких ДТП выросло по сравнению с прошлым годом на 6,5 процента. В этих авариях погибло на 27 процентов больше людей, чем годом ранее.
Один из типичных случаев. Ночь. Рязанская трасса, 140-й километр. Ни одного фонаря в округе. И только в свете фар высвечивается разметка и обочина. И вдруг в этом свете появляется скутер. На нем ни одного огонька, даже катафотов нет. Водитель пытается уйти от столкновения, но задевает бампером по ноге скутериста. За рулем двухколесной техники оказался 14-летний подросток. Его более старший друг впоследствии рассказал, что они после того, как починили скутер, решили опробовать его качества на дороге. Но сельская дорога заканчивалась выездом на федеральную магистраль. Там водитель скутера развернулся через две сплошные. Впрочем, завершить маневр ему, как уже было сказано, не удалось. К счастью , подросток отделался только ушибами. У машины, которая его задела, бампер под замену.
Итак: 14-летний подросток выехал на федеральную трассу ночью без каких-либо огней. Далее он совершил разворот там, где это запрещено. Он был без шлема. Словом, нет ни одного пункта в правилах, которые бы он не нарушил.
А теперь о правилах.
В них прописаны все требования к водителям легких ТС: при движении по дорогам управлять этой техникой разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.
Велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается также буксировка велосипедов и мопедов. Однако зачастую водители малой техники этих правил не исполняют. Как правило, они их не знают. А откуда им их знать? ГИБДД не может предъявить претензий по той причине, что права на эту технику не выдаются. Было предложение ввести новую категорию для тех, кто управляет мопедами и скутерами. В новом законе о водительских удостоверениях был предусмотрен пункт о правах для водителей мопедов. Категория "М". Однако вводить такую категорию правительственная комиссия не стала.
Но пока законодатели решают столь серьезный вопрос, на дорогах погибают дети. Нынешнее лето уже показало, что за рулем скутеров оказываются в основном подростки. Причем на своих маленьких двухколесных конях они совершают серьезные аварии с тяжелыми последствиями. И это объяснимо, ведь ребята не учились в автошколах и не знают правил движения, что обозначают знаки, кто пользуется преимущественным правом при проезде разных перекрестков. А там как раз и случается большинство аварий с участием двухколесной техники. При этом у скутера нет регистрационных знаков, и если наездник уехал или убежал с места происшествия, бросив своего анонимного железного друга, ставшего орудием аварии или даже убийства, то его найти сложно.
Статистика неутешительна. С января по июль 2011 года на территории одной только Московской области произошло 220 ДТП с участием водителей скутеров. В таких авариях погибли 16 человек и получили травмы 222 человека. Из этого числа раненых 26 детей.
Когда начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев приводил корреспонденту "РГ" эти цифры, ему принесли сводку за день - из 33 дорожных происшествий. 7 произошли с участием скутеров.
Сергеев говорит, что эти цифры лучше всего свидетельствуют о том, что проблема очень острая. Владельцы скутеров, сбивают людей, становятся причиной других аварий и даже сбивают друг друга.
3 июля этого года на 20-ом километре автодороги "Крым" скутер "Хонда" под управлением 22-летнего вордителя столкнулся с другим скутером "Е-мото", которым рулил 23 -летний водитель. В результате оба оказались в одной больнице Подольска. Интересно также, что этот маломощный вид транспорта оказывается не такой уж тихоходный, поскольку водитель "Хонды" догнал другого скутериста, который двигался в том же направлении и это привело к большим пробкам на федеральной трассе.
И это еще одна из важных проблем. В Европе водителям скутеров запрещено выезжать на автобаны. У нас же автобанов нет, но скорости на трассах достаточно велики, чтобы привести к серьезным столкновениям.
Понятно, что и выдачей прав малолетним скутеристам всех проблем не решить. Вопрос, как проверять у них права? Практика показывает, что при попытке остановить этих сорванцов они только прибавляют газу и не останавливаются. В случае их преследования они сворачивают на тропинки, пешеходные тротуары и даже поля и уходят от погони. Как же быть? Генерал Сергеев убежден, что права на технику категории "М" все же надо вводить. В этом случае малолетние водители хотя бы правила дорожного движения в автошколе выучат.
Сейчас подмосковная ГИБДД вышла с этими предложениями в Мособлдуму. Если региональные депутаты дадут им положительную оценку, то тогда Мособлдума выйдет с законодательной инициативой в Госдуму о внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
Кстати, зачастую виновниками аварии на скутерах оказываются и вполне взрослые люди, у которых есть права на мотоцикл или автомобиль. Как быть с теми, кто, даже зная правила, сознательно их нарушает? По данным статистики Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения, за последние полгода наибольший всплеск трагических случаев наблюдается среди водителей мопедов в возрасте от 28 до 38 лет. Количество смертей в результате ДТП в этой категории выросло на 74 процента!
В ГИБДД это объясняют тем, что у людей появились деньги на покупку техники, а как с ней обращаться, они не задумываются.
В итоге игнорирование правил оборачивается большими проблемами для других участников дорожного движения.