Скулшутингом, или колумбайном, принято называть инциденты вооруженных нападений внутри образовательных организаций на обучающихся и педагогов, а также иной персонал школы. Название «колумбайн» связано с бойней, устроенной двумя учениками старших классов 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн», расположенной в округе Джефферсон, штат Колорадо, США. Они убили 13 человек – 12 учеников и одного учителя. А также ранили еще 23 человека, после чего покончили жизнь самоубийством.
С приходом онлайн-СМИ образовался фэндом – субкультура, состоящая из поклонников фанатов массовых убийств в образовательных организациях. Данный феномен получил распространение, в том числе, и в России. Современным фактором популяризации идей скулшутинга становятся интернет-сообщества, активно распространяющие и идеологически оправдывающие идеи массового убийства. Молодежью колумбайн воспринимается не как ужасная трагедия, в которой погибли невинные люди, а как интересная для обсуждения тема, а преступники, напавшие на школу, становятся кумирами.
В России самыми крупными подобными случаями являются вооруженное нападение на политехнический колледж в Керчи, совершенное 17 октября 2018 года (погибли 20 человек, сам нападавший покончил с собой), массовое убийство в гимназии №175, произошедшее 11 мая 2021 года в Казани (в результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали) и, конечно, совсем недавняя трагедия в Ижевске (унесла жизни 17 человек: шестерых взрослых - охранников и учителей - и 11 школьников; еще 23 человека получили ранения).
Случаи стрельбы в российских школах указывают на то, что в нашей стране появился свой кумир и подражатель, идейное течение массовых убийств в образовательных организациях носит название «колумбайн», а его последователи называются «колумбайнеры».
Исследования специалистов за рубежом выделили формальные признаки скулшутинга: нападавшие имели отношение к образовательной организации, как правило, это действующие обучающиеся; убийства или ранения носили умышленный характер, не имели корыстных мотивов, были демонстративны и направлены на неопределенный круг лиц; они не подвержены религиозным идеям; нападение не носило спонтанный характер организовано заранее.
Ритуально демонстративный характер действий подтверждает самоубийственный финал – как правило, это суицид или безрассудная перестрелка с полицией. В абсолютном большинстве случаев нападавшие понимали, что их ждет смерть, они не пытались скрыться, изменить внешность. Самосохранение не является для них целью, переговоры с такими стрелками вести сложно.
У колумбайнеров нет политических мотивов, они не подвержены религиозным идеям, у них своя идеология, свое мнение обо всем происходящем и своя позиция. Когда у них возникает представление о «божественном» праве решать судьбу других, эта идеология – их искаженное мировоззрение, не имеющее отношение к религиозному аспекту.
К примеру, действия террористов направлены на достижение своих целей посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей органов власти, а действия колумбайнеров, как правило, носят более узкий характер: изначально возникают ненависть и желание мести, которые в процессе индуктивного умозаключения переходят от конкретных лиц к обществу в целом. Колумбайнерами движут две вещи: желание прославиться, «оставить свой след в истории» и идейная установка, что они своими действиями ускоряют процесс естественного отбора, подобно богам, они могут решать, кому жить, а кому умереть. В связи с этим в ряде случаев нападавшие предупреждали заранее некоторых лиц о своих намерениях, чтобы те смогли избежать смерти.
Именно поэтому они использует определенную символику и атрибутику, а также действуют по разработанному механизму. В ряде случаев было установлено, что нападавшие действовали по одному и тому же сценарию массового убийства в школе «Колумбайн».
2 февраля 2022 года Верховный суд РФ признал движение «Колумбайн» террористическим. После того как Верховный суд согласился с мнением Генеральной прокуратуры, размещение призывов к акциям по типу «Колумбайна» или их репост будут рассматриваться нашими правоохранительными органами как подготовка террористических актов. Под действие статьи о пропаганде терроризма подпадут также публичные высказывания, оправдывающие массовые убийства.
Все расследования расстрелов в наших учебных заведениях за последние годы показали, что взявшие в руки оружие не просто знали, что такое «Колумбайн», они были его поклонниками и последователями.
В апреле 2018 года аналитики фиксировали рост популярности колумбайн-сообществ, которые пропагандируют среди подростков идеи насилия. В декабре того же года Государственная дума приняла закон о борьбе с группами в соцсетях и другими интернет-сайтами, пропагандирующими насилие. Согласно закону, запрещается распространение среди несовершеннолетних информации, склоняющей к «совершению действий, представляющих угрозу жизни и здоровью иных лиц».
Анализируя причины развития явления «Колумбайна» в молодежной среде, исследователи приходят к выводу, что для подростков во все времена было характерно формирование маргинальных групп, причем их потребителями, как правило, являлись подростки, страдающие различными психолого-психиатрическими проблемами. Кроме того, обобщая факты биографий подражателей «колумбайнеров», можно с уверенностью говорить о нескольких стереотипах: бесконтрольная доступность к Интернету, агрессивная окружающая среда, чувство несправедливости, одиночества, безысходности и отсутствие видения перспектив, совершение преступлений в 90% случаев лицами мужского пола, наличие межличностных проблем в отношениях с одноклассниками, неполная или неблагополучная семья стрелка, выбор в качестве «мишеней» случайных людей, интерес к материалам, содержащим описание различных форм насилия, желание быть замеченными.
Колумбайновские сообщества крайне вредны для подростковой психики. Иными словами, подростки нападают на школы не потому, что состоят в таких сообществах. Напротив, они ищут такие сообщества потому, что готовы к противоправным действиям. То есть, если в группу, по случайности, чисто из любопытства «забредет» ребенок со здоровой психикой, через некоторое время ему станет скучно и противно. Если у подростка искажена эмоционально-волевая сфера, он ищет допинга в виде шок-контента. Такой ребенок уже готов совершить противоправное деяние, в колумбайновских пабликах он лишь находит оправдание и мотивацию».
Что нужно знать родителям о собственных детях-подростках и как помочь ребенку пережить переходный период, чтобы избежать трагедии, подобной тем, что произошли в Керчи и Казане, а теперь еще и в Ижевске.
— Внешность
Школьники часто экспериментируют со своей внешностью, пытаясь, с одной стороны, проявить собственную индивидуальность, а с другой не отстать от последних модных тенденций. Цветные волосы, странная, на ваш вкус, одежда, сочетание несочетаемого, желание сделать пирсинг или татуировку не должны вас настораживать, если при этом подросток успевает в школе, не бросает хобби и не пренебрегает личной гигиеной.
— Споры
Подросток может спорить с вами или учителями до потери сознания. Это нормально, пока в качестве аргументов используются слова. Тревожный сигнал, если подросток начинает угрожать убить вас или себя, набрасывается с кулаками на оппонента.
— Настроение
Переходный возраст всегда сопровождается перепадами настроения. Ребенок часто замыкается в себе или, наоборот, может вспылить на ровном месте, а потом продолжает общаться как ни в чем не бывало. Отнеситесь с пониманием. Однако, если подросток постоянно в подавленном состоянии, говорит о смерти, не может ни на чем сосредоточиться, постоянно получает двойки и не хочет ходить в школу, значит, пора бить тревогу.
— Друзья
Мнение друзей становится более важным, чем ваше. И даже если друзья вам не нравятся, с этим можно мириться. А вот резкая смена компании или отсутствие друзей — действительно опасный признак.
— Алкоголь и наркотики
Рано или поздно все дети пробуют алкоголь, сигареты и даже наркотики. К этим экспериментам нужно быть готовыми и заранее в спокойной обстановке объяснить ребенку, чем ему грозит зависимость.
Несмотря на все противоречия, ребенку важно быть уверенным в том, что дома его любят и поддержат во всем.
Подростки не могут верно оценить эмоции, которые они вызывают у других людей, поэтому даже удивление они могут принять за гнев.
Что делать?
В первую очередь, стоит научиться контролировать себя и свои эмоции, если вы не можете сдержать свой гнев, что можно ожидать от подростка. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации, как бы трудно это ни было.
Обеспечьте безопасность. У подростка должно быть место, где он может остаться один и спокойно прийти в себя без свидетелей. Проявите уважение к ребенку, который учится быть таким же взрослым, как и вы. Например, научитесь стучать, если дверь в его комнату закрыта.
Помогите ребенку понять, что именно вызывает у него негативные эмоции. Это могут быть вполне конкретные люди или ситуации. Зная причину проблемы, легче найти ее решение.
Научите его справляться с эмоциями. Самый простой способ — физические упражнения. Предложите ребенку заняться боксом, борьбой, скалолазанием или даже танцами. Некоторые находят себя в творчестве и начинают рисовать или писать.
Признаки жестокого поведения
• Подросток увлечен оружием и всем, что с ним связано. Ему нравится играть с оружием любого рода.
• Он не стесняется угрожать вам и окружающим людям, часто вслух мечтает о том, с кем и как жестоко расправится.
• Часто дерется и поднимает руку даже на вас.
• Издевается над животными вплоть до живодерства.
Если вы заметили хотя бы один признак жестокости в поведении подростка, вам не кажется, ребенка действительно пора спасать. Не стоит ждать, пока вы самостоятельно наладите общение с ребенком, — обращайтесь к психологам.